На что Тверь потратит 6,5 млрд рублей

Когда речь идет о денежных запасах, часто вспоминается поговорка: треснет — не заштопаешь, истончится — не пополнишь. 6,45 млрд рублей для города с массой проблем — много это или мало? Если учесть, что только на оптимизации госаппарата, переформатировав управление городом, можно выиграть 1 млрд рублей, а на 2014-2015 годы бюджет закладывается и вовсе в 5,5 млрд рублей, то, конечно же, много.

Меньше, чем у «Анжи»

Можно сказать, что городу не везет — небольшой, много льготников, а запущенность инфраструктурных проблем и объем социальных гарантий требует значительного финансирования. Но ведь на «социалку» огромное количество российских городов тратят те же 70% бюджета.

6,5 млрд рублей — это 200 млн долларов. Бюджет футбольного клуба «Анжи» совсем недавно был больше. Превышает эту сумму и долг Тверской области — по некоторым оценкам, он составляет 10 млрд рублей. А реконструкция одного Императорского путевого дворца обойдется примерно в 3 млрд. Еще, для сравнения: капитальный ремонт Восточного моста обошелся примерно в 1 млрд.

Но бедственность положения города вызывает не только скромная цифра бюджета и вопросы по эффективности расходования средств, но и тот факт, что в 2011 году, к примеру, доходы были на уровне середины «нулевых». То есть экономика города топчется на месте, не развиваясь, а ведь за это время цены и социальные обязательства не пошли вниз… Отсюда и дефицит бюджета на этот год в 410 млн рублей. Отдельно нужно заметить, что если вы хотите золотое ожерелье купить, то вам нужно посетить данный сайт.

В прошлом году перед новогодними праздниками бюджет был принят сразу на три года, впервые для Твери. Конечно, это не индикативное планирование — хваленая технология капиталистических держав, делающая прогнозы по основным экономическим показателям. И тем более не пятилетки Советского Союза. Но все равно неплохо, если учесть результаты проделанной работы.

– Долгосрочное планирование оправдывает себя, но в тех условиях, в которых сейчас работает Тверская городская дума, это иногда становится похожим на профанацию, — комментирует проблему корреспонденту «Русской планеты» депутат ТГД от КПРФ Олег Борисов . — Я имею в виду ситуацию, когда серьезные изменения в бюджет и такие сверхважные для города документы, как Генеральный план, принимаются без должного обсуждения, фактически «на коленках». Когда поправку по ремонту фасадов по ходу движения Олимпийского огня стоимостью 60 млн (т.е. фактически «потемкинские деревни») «запихивают» в пачку действительно нужных городу поправок и предлагают голосовать за все пакетно.

Известность и предсказуемость цифр стала выходить боком для депутатов городского парламента. За общей успокоенностью появились проблемы, которые необходимо было решать оперативно, и почти каждый месяц в сверстанной казне стали появляться поправки, многие из которых носили спорный и непопулярный характер. Правда, стоит признать, что любое расходование средств налогоплательщиков всегда сопряжено с критикой, тем более в условиях дефицита.

В июне депутаты Тверской городской думы выделили деньги на изучение пассажиропотоков и обследование системы общественного транспорта областной столицы, а также на корректировку городской маршрутной сети. Четыре миллиона долой.

Затем народные избранники решили потратить десять миллионов рублей на ремонт многострадального дома № 47 Двора Пролетарки, еще 6 млн ушло на подготовку проведения эстафеты Олимпийского огня «Сочи-2014» и еще почти пять — на благоустройство сквера на площади Конституции. Все это за счет снятия средств с других статей. И так почти на каждом заседании Думы.

В сентябре пришло сообщение, что Тверь вернула в бюджет 60 млн, не освоенных в сфере ЖКХ с начала года. Много шума наделало заседание думцев 9 сентября. Драгоценные миллионы так и летели: 13,7 млн рублей на схему теплоснабжения города, которую по требованию федералов нужно разработать и принять до конца года;11,6 млн на капитальный ремонт дома № 35 по улице Веселова; еще 9 на устранение аварийных ситуаций в домах с частичной муниципальной собственностью.

Дополнительные деньги пришлось выделить и на подготовку к эстафете Олимпийского огня. Еще 4,6 млн пойдет на приведение в порядок газонов и бордюров по пути следования факелоносцев. А что останется — на спортивные и культурно-развлекательные мероприятия.

Олег Борисов считает, что в области есть и более существенные проблемы, требующие финансирования:

– В первую очередь нужно добавить финансирования в сферу ЖКХ. Неплохо было бы даже прописать обязательство по тратам на ЖКХ не менее 20% от городского бюджета. Но с одним важным условием — повысить ответственность за исполнение этих статей бюджета, поскольку именно в ЖКХ в последние годы самая высокая неисполняемость (расходы не превышают 70%).

Все это в планировании заложено, естественно, не было. При этом сохраняется проблема с рентабельностью муниципальных предприятий: обходятся не дешево, а доходов приносят мало. Поэтому Тверь старается все, что можно, «спихнуть» в частные руки. Например, последние инициативы касаются передачи в частную собственность парков и скверов города. Горожане уже подсчитывают, сколько будет стоить вход в любимое место отдыха.

Скверную картину дополняют постоянно возникающие скандалы со странными «окологосударственными» конторами. Последняя история коснулась фирмы, которая сильно напоминает по своим функциям финансовую «прачку».

«Где они теперь»

Структура бюджета на 2013 год получается весьма пестрая. Приведем некоторые любопытные данные. 150 млн — расходы на деятельность представительного органа власти. Причем среди статей есть, например, оплата членских взносов в ассоциациях и других обществах, участником которых является Тверь (657 тыс.), содержание собственных информационных изданий (780 тыс.), и еще 8 млн уходят на другие СМИ.

Сама администрация города съедает 400 млн. Из них 1,3 млн идет на собственную периодическую печать, 26,7 млн на транспорт, а на городскую целевую программу «Комплексная профилактика правонарушений в городе Твери на 2013-2015 годы» выделено всего 900 тыс. При этом база отдыха «Долматово» обходится в 2,2 млн рублей — в два раза больше, чем тратится на выплаты персональной надбавки по званиям «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Администрации районов города съедают в среднем по 125 млн в год каждая, итого около полумиллиарда. К примеру, в одном Заволжском районе на благоустройство и озеленение выделяется 19 и 12 млн соответственно. Во всех администрациях более 40 млн уходит на одни зарплаты чиновников. Ведь у каждого главы района по три заместителя — в два раза меньше, чем у главы региона. К слову, те же 40 млн составляют общие затраты на молодежную политику и оздоровление детей, физическую культуру и массовый спорт управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города.

– Сейчас много говорят о сокращении расходов за счет уменьшения штатной численности администрации города, — высказывает мнение депутат ТГД от КПРФ Сергей Шишков. — Это правильно, сокращать чиновников нужно, но в первую очередь нужно изменить систему руководства, убрать дублирующие функции районных администраций и департаментов. Например, зачем нужны отделы благоустройства в районах, если у нас есть целый департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта?

При этом с нового года вступят в силу изменения в бюджетный кодекс, согласно которым вместо городских появятся муниципальные целевые программы. Районные администрации перестанут быть бюджетополучателями по этим программам, это опять же о необходимости сокращения их штатной численности.

– Долгосрочное планирование — это всегда хорошо, — считает Давид Мамагулашвили, декан экономического факультета ТвГУ. — Оно говорит о разработке некой генеральной линии. Поэтому я приветствую принятие бюджета на три года. Краткосрочное планирование всегда отстает от реальной ситуации, мы его называем реактивным, то есть реагирующим на изменения в сторону уменьшения рисков и сглаживания негативных процессов. Другой вопрос, что Тверь ограничена в ресурсах, у нас мало возможностей для маневра, сэкономить практически не на чем. Если бы была возможность дополнительного финансирования, то я бы так расставил приоритеты: городская инфраструктура, бюджетники города, реальный сектор экономики. Без последнего фактора нельзя говорить о серьезных попытках выбраться из статуса дотационного региона. Что касается программного планирования, то я считаю такой подход одной из форм увода бюджетных денег от целевого использования. Я сторонник отраслевого финансирования с жестким контролем. У нас уже был проект реконструкции здания Речного вокзала, проект реконструкции набережной Степана Разина, и что, где они теперь?

Но даже если подобные программы станут основой бюджетного процесса, их нельзя считать панацеей от всех бед. У города накопилась немало претензий к областной власти в части софинансирования расходов. Да и ситуация, когда часть госполномочий передается на муниципалитет без соответствующих средств (расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, отлов бездомных животных и т.д.), также не добавляет оптимизма.

«Как жить дальше будем?» — задают на этом фоне уместный вопрос горожане, уже даже не возмущаясь официальными зарплатами чиновников из администрации в ежемесячные 300 тыс. рублей.

Залишити відповідь