ОХОТА НА КРУПНУЮ РЫБУ

Снаружи вертолет Ка-27ПЛ выглядит не особенно элегантно. У него нет «хищных» или «скоростных» обводов. По современным меркам его крейсерская скорость не особенно высока – всего 250 км/ч. Но, как метко сказал один из летчиков, «никто не ездит на рыбалку на гоночной машине». Между тем именно «рыбалка», а точнее «подводная охота», и является основной задачей этих вертолетов.

«Наши вертолеты, которые могут базироваться даже на относительно небольших кораблях, значительно расширяют их возможности в плане противолодочной обороны, – объясняет помощник штурмана авиабазы «Донское» майор Игорь Высоцкий. – На дальних рубежах вскрытие подводной обстановки обеспечивают противолодочные самолеты, а на долю вертолетов остаются ближние рубежи». Большие уши


Основное «оружие» Ка-27ПЛ – это поисково-прицельная система «Осьминог». Она обеспечивает автоматизированную обработку информации, поступающей от гидроакустической станции (ГАС), радиолокационной станции, систем навигации и тактической обстановки. Зависнув над водой на высоте около 30 м, вертолет спускает на кабель-тросе гидрофоны ГАС, которая может работать как в пассивном режиме, так и в активном, с круговой или секторной направленностью.
«Заглубление гидрофонов зависит от гидрологии моря, температуры, солености, погоды и других факторов, – поясняет Игорь Высоцкий. – Поскольку глубины на Балтике достаточно небольшие, здесь хватает нескольких десятков метров. Для вскрытия подводной обстановки в радиусе нескольких километров требуется обычно от 3 до 10 минут, хотя все зависит от условий.
Например, мелководье облегчает поиск, а вот большое количество всяческого железа (остовы кораблей, баржи, грузы) на дне сильно усложняет, особенно в активном режиме – они дают нерегулярную акустическую картину, так что приходится сверяться с картами, где обозначены такие особенности. Собственно, по этой же причине на Балтике не слишком эффективен поиск с помощью магнитометра, хотя в других морях можно использовать и этот метод. Много проблем создает также ветер, который отклоняет кабель от вертикального положения, искажая направленность гидрофонов».
Время разбрасывать

Помимо ГАС, Ка-27ПЛ может нести комплект из 36 сбрасываемых гидроакустических буев. «Буи сбрасывают с горизонтального полета на приличной высоте, чтобы охватить достаточную территорию, – говорит штурман-оператор противолодочного вертолета, старший лейтенант Камиль Сибагатов. – Каждый буй спускается на парашюте, заглубляется и, работая в пассивном режиме, контролирует обстановку в радиусе нескольких сотен метров.
А в случае обнаружения шумового сигнала начинает передавать эти данные по радиоканалу. В результате за один боевой вылет Ка-27ПЛ позволяет вскрыть подводную обстановку в радиусе примерно 20 км (без сброса буев – немного меньше). Радиус обнаружения подводной лодки колеблется в довольно широких пределах – от десятков метров до нескольких километров. Это значение зависит от гидрологии, волнения, размера лодки, наличия кораблей и судов, которые создают серьезные помехи, и металлических частей на дне, особенно в активном режиме».Железная птица


Впрочем, Ка-27ПЛ может нести не только множество «ушей» (гидроакустических буев) в поисковом варианте загрузки, но и (в ударном варианте) «дубинку» – 800 кг боевой нагрузки: противолодочные торпеды, ракеты или 50- и 250-килограммовые авиабомбы. Существует и специальная поисково-спасательная модификация вертолета Ка-27ПС, оснащенная лебедкой для подъема пострадавших из воды.
Соосная схема с двумя несущими винтами противоположного вращения, отличительный признак машин КБ Камова, выбрана не случайно – такая конструкция позволяет сделать вертолет более компактным, что немаловажно для размещения на небольших кораблях. Лопасти корабельных вертолетов сделаны складными, чтобы дополнительно уменьшить габариты машины.
«Управляемость и маневренность у машин с соосными винтами отличная, – говорит командир вертолета, капитан Алексей Кутепов. – Основная специфика полетов над морем?

Сложно ориентироваться над однородной поверхностью и зависать на небольшой высоте, удерживая машину неподвижно, пока штурман-оператор изучает обстановку с помощью ГАС. А самое сложное, конечно, – это посадка на корабль. С вертолета посадочная площадка выглядит примерно как спичечный коробок с высоты человеческого роста…»

Залишити відповідь