Литературное чтение

Литературное чтение считают одной из составляющих элементов отрасли языка и литературы. Основная цель – это процесс развития личности ребенка посредством процесса чтения и формирования у младшего школьного возраста читательских компетентностей, которые в дальнейшем станут основой развития компетентностей познавательного и коммуникативного характера. Еще этот процесс называют знакомством с детской литературой и постепенным переходом к более глубокому ее изучению в дальнейшем обучении в школе.

Компетентность чтения базируется на том, что сочетаются знания, умения, навыки, формируются отношения ценностного направления учащихся во время литературного чтения. Такой процесс обучения влияет на то, что дети самостоятельно учатся читать, творчески проявлять себя, развивать речевой аппарат, расширять запас слов, формировать моральные и этические представления, любить литературное искусство т. д.

Главная задача уроков литературного чтения – формировать у учащихся навыки чтения, знакомить их с разнообразными произведениями литературного происхождения на основе образов художественного направления, ценности социального морального этического характера, учить школьников понимать и анализировать тексты, при этом использовать литературоведческие термины и понятия.

Главное внимание уделяется речевым навыкам процессов развития творческой деятельности в литературе, потому, как дети будут уметь выражать личные мысли. Дополнительно ставится задача научить учащихся самостоятельно работать с книгами, заниматься поиском необходимой информации.

Навыки в чтении пригодятся ученикам на протяжении всей их жизни.

Литературное чтение, как и любой другой предмет, в своей основе построен на различных принципах. Выделяют:

  • тематический (занимается тем, что знакомит учащихся с различными сферами жизнедеятельности людей; расширяет кругозор, пополняет знания из различных тем, показывает им различные ценности людей, такие как любовь к окружающей среде и его составляющих).

  • эстетический (подбирает произведения в зависимости от их ценности в эстетике; они формируют гармоничность, красоту, личное отношение к действительности);

  • литературоведческий (способствует ознакомлению и изучению понятий литературного характера);

  • коммуникативно – речевой, ключевой (в процессе обсуждения произведений разных жанров школьники будут учиться устанавливать связи межличностного характера, чтению вслух, про себя, будет ставится произношение, развиваться понимание текста и его смысловая нагрузка, внимательно слушать, понимать и пробовать выражать личные впечатления на счет прочитанных произведений, вести диалоги и тому подобное.)

Первые два принципа являются главными в подборе книг для детского чтения.

Центральным компонентом является слово и его значения в определенном контексте. Дети будут учиться процессу анализа, интерпретации произведений, пробовать характеризовать художественные образы с помощью высказанных автором мыслей. Именно здесь учащиеся ознакомятся с понятием идейности,сюжетной линии, узнают о персонажах произведений и тому подобное.

Литературное чтение способствует формированию читательских и речевых умений, которые в будущем очень помогут детям строить собственную речь.

Источник https://vseosvita.ua