Все МФО Казахстана, банки и другие организации, предоставляющие населению свои услуги, используют рекламу для привлечения новых клиентов.
Для чего финансовые организации используют рекламу?
- Поддержание репутации в условиях экономических кризисов;
- Повышение привлекательности финансового продукта;
- Повышение доверия к финансовой организации;
- Повышение ликвидности.
Как контролируется рекламная деятельность?
Финансовые услуги неосязаемы и до их предоставления, клиент не может быть стопроцентно уверен принесет ли предлагаемая услуга пользу или же риски.
Услуги, предоставляемые микрофинансовыми организациями и банками, подразумевают доверие со стороны клиентов, а также надежность и профессионализм организации. Однако, не всегда полученные результаты соответствуют ожиданиям клиентов. Кроме того, рекламная деятельность неотделима от правового регулирования.
В целях предотвращения незаконных действий, в том числе недопущения мошенничества, Агентство по регулированию финансового рынка второй год подряд осуществляет постоянный мониторинг финансовой рекламы организаций, взаимодействующих с населением.
Где проводился мониторинг?
Агентством был проведен мониторинг в городах республиканского значения (Нур-Султан, Шымкент, Алматы), а также областных центрах Казахстана.
Источники мониторинга
Источниками проводимого Агентством мониторинга финансовой рекламы являются:
- Официальные сайты банков и финансовых организаций;
- Наружная реклама, реклама, размещенная на радиоканалах и телевидении, в общественном транспорте, печатных изданиях.
- Социальные сети Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram, Twitter;
- Информация и документы, направляемые в Агентство финансовыми организациями, банками и другими организациями;
- Обращения физических и юридических лиц, сведения, поступающие от государственных органов;
- мобильные приложения банков, финансовых и финансовых организаций;
Какие меры уже приняты?
Предупреждение получил в феврале банк RBK за некорректные сведения о лицезии, указанные в рекламе, которая была размещена в средствах массой информации
В июле 2021 года был оштрафован самый крупный банк Казахстана АО «Народный Банк Казахстана» на сумму 145,9 тысяч тенге за неуказание в публикации процентной ставки вознаграждения по займу, которая при распространении должна быть достоверно оглашена в сопоставимых величинах и размерах.
В августе 2021 года Агентство привлекло к административной ответственности ДБ АО “Сбербанк” в виде взыскания штрафа в размере 145,9 тысяч тенге за неуказание при публикации информации, годовой эффективной ставки вознаграждения по предоставляемым займам.
Микрофинансовая организация Шинхан Финанс нарушила утвержденные правила при заключении типового договора о выдаче микрозайма, тем самым нарушив требования законодательства РК, за что в августе этого года получила письменное предписание.
В этот же период не выявлено нарушений или неправомерных действий со стороны страховых компаний и субъектов рынка ценных бумаг.
За неуказание размера неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств заемщиком, а также за нарушение требований Закона «О микрофинансовой деятельности» в Казахстане, ТОО «Астра-Ломбард» получило соответствующее предписание.
Также письменное предписание направлено в отношении компании «Сейф – Ломбард» за нарушения в формировании графиков погашения микрозаймов и заключении договоров.
Применены штрафные меры по 72,9 тысяч тенге в отношении кредитных товариществ и ломбардов, не утвердивших предоставление микрокредитов, в их числе: «Кызылту-Несие», «Тайынша Агро Финанс», «Акжар Кредит», «Шалкар» «Ломбард Аю-тас Финанс.
Автор: Жибек Канапьянова