Диск сцепления, нажимной диск: возможные неисправности

Сцепление – полезная деталь с 2-мя вращающимися валами. Соединяет оба вала для их вращения с одной скоростью, а двигатель – с коробкой передач. Дозирует подачу крутящего момента на КПП, дает возможность плавно переключать передачи и без рывков трогаться с места. Сцепление осуществляет работу за счет прения дисков, снижая нагрузку на двигатель и КПП.

Виды сцепления

Различают несколько типов сцепления в зависимости от количества ведущих дисков. По схеме устройство привода сцепления бывает: гидравлическим, электропроводным, комбинированным, механическим. По конструкции может иметь центральную диафрагму или круговое расположение пружин.

Различают сцепление:

  • сухое, которое чаще применяется на машинах МКПП, РКПП;
  • мокрое с осуществлением работы в масляной ванне.

Если посмотреть по схеме, то корзина данного узла округлой формы с выпуклым основанием состоит из 2 – х дисков (ведомого и нажимного), педали выключения, выжимного подшипника, вилки привода. Корзина жестко соединена с маховиком. К ее центру направлены нажимные пружины, на которые оказывает действие выжимной подшипник в момент выжима. Ведомый диск имеет:

  • демпферные пружины для сглаживания вибраций при появлении в моменты включения сцепления;
  • фрикционные накладки, прикрепленные заклепками к основанию, выполненные из керамики, кевларовых нитей или углеродного композита;
  • муфту, прикрепленную аналогично с расположением внутри накладок.

Монтируется диск между маховиком и прижимной площадкой.

Принцип работы сцепления

Рассматривая на примере сухого однодискового сцепления, принцип действия заключается в плотном прижатии маховика или его рабочей части к диску сцепления с накладками и прижимной поверхности нажимного диска. Если сцепление включить, то выжимные пружины будут прижимать диск к маховику. Так прижимной диск начинает плотно прилегать к ведомому диску сцепления.

Эффективная передача крутящего момента на КПП происходит в момент захода первичного вала в шлицевую муфту.

Диск сцепления и нажимной диск

Деталь сцепления соединяется с трансмиссией, а нажимная запчасть – с двигателем. При соединении ведущего вала трансмиссии и двигателя происходит их вращение с одинаковой скоростью. Это значит, что если отпустить педаль сцепления, то пружины будут прижимать сцепление нажимной детали.

Трение для удержания сцепления зависит от степени нажатия пружин на нажимную деталь.

Неисправности

Чаще проблема появляется, когда изнашивается фрикционный материал. Диск сцепления начинает проскальзывать по нажимному диску. Если продолжать водить машину с плохим сцеплением, то износ произойдет быстрее вплоть до заклинивания коробки передач или включения передачи “с хрустом”.

Бывает, что выжатое сцепление не полностью продолжает вращать ведущий вал. Диск прочно стыкуется с нажимным, но не может от него оторваться. Другие случаи, при заклинивании передачи:

  1. Протекает цилиндр сцепления. В нем не создается достаточное давление.
  2. Поврежден либо растянут трос, ведь должен иметь достаточное натяжение для эффективной работы кабеля.
  3. Неправильно установлен рычаг педали сцепления, т.е. передача на цилиндр, гидравлическую систему или трос – слабая.
  4. Тугая педаль. Автомобилист не может приложить максимум усилий для полного выключения устройства либо причина скрывается в заедании рычага педали, износе уплотнителя, заторе в гидравлической системе.

Когда нужно менять

Степень износа деталей можно определять разными методами, но опытные владельцы рекомендуют менять деталь через каждые 80-90 тысяч км пробега. На необходимость замены, перебора сцепления указывают следующие факторы:

  • появление шума, гула машины при полной выжимке педали сцепления;
  • несоответствующая скорость ТС количеству оборотов двигателя;
  • пробуксовка колес;
  • повышенный расход топлива;
  • выгорание проводов с отхождением специфического запаха.

Определить неисправность узла можно на высоких передачах, когда скорость движения машины не увеличивается, но резко повышается скорость вращения двигателя.