Сегодня наблюдаются сильные изменения в системе обеспечения украинского рынка дизельным топливам и бензином. Это связано с обострившимися отношениями с главным поставщиком нефтепродуктов – Россией. При этом украинская нефтеперерабатывающая промышленность способна обеспечить потребности автовладельцев менее чем на 25%. Поэтому создали диверсифицированную модель поставки топлива.
Сетевые заправочные станции
Автолюбители понимают, что ездить на автомобиле с пустым бензобаком не получится. Чтобы обеспечить растущий спрос в топливе в Украине постоянно открываются новые заправочные станции. Первые АЗС были основаны в бывшем Союзе во времена острой нехватки топлива. Они отличались от современных станций, предлагающих высокий уровень сервиса и услуг. В это время предприниматели активно осваивали принципы работы нефтяного бизнеса и разрабатывали эффективные способы размещения АЗС.
С наступлением двухтысячных появились крупные сетевые заправочные станции. Основными игроками рынка были компания WOG и ОККО. Во времена конкуренции крупные фирмы поглощали мелкие АЗС. При этом на начальной стадии формирования сетевого бизнеса насчитывалось меньше 2000 заправочных станции. В последние годы их численность перевалила за 7000 единиц. Их разместили равномерно по всей территории страны с максимальной концентрацией возле крупных городов и автомобильных магистралей.
Основные игроки рынка
Украинские компании, занимающиеся производством солярки и бензина не способны удовлетворить внутренний спрос на рынке. Почти 80% горючего на АЗС – это экспорт из разных стран. К основным поставщикам относятся:
- Белорусская нефтеперерабатывающая компания. Она завоевала 50% украинского рынка. При этом дизтоплива поставляется на 5% меньше чем бензина. Белорусы опираются на закупку недорогой российской нефти и близкое географическое расположение Украины. При этом стоимость для украинских автозаправок выше чем для европейских конкурентов.
- Второй крупный игрок нефтяного рынка группа приват. Она покрывает до 16% общего количества нефтепродуктов, потребляемых украинцами. В числовом показателе это составляет почти полтора миллиона тонн топлива. Основную часть продукции закупает «Укртатнафта» перерабатывающая конденсат газа.
- На третьем месте разместилась компания «Протон Энерджи». Это швейцарский поставщик, покрывающий 15% нужд украинских автозаправок. Швейцарцы подхватили украинские активы российских представителей «Роснефть».
- Замыкает четверку крупных игроков польская компания PKN Orlen. Ей сложно конкурировать с крупными игроками, и она постепенно утрачивает позиции. Сегодня поляки обеспечивают чуть больше 8% потребностей украинского рынка.
Учитывая серьезную конкуренцию рынка нефтепродуктов, основные игроки постоянно ужесточают контроль за перемещением дизтоплива и бензина. Это помогает бороться с контрабандой. Сегодня незаконным путем в Украину поставляется почти 6% топлива. Нелегальное горючее продолжает поступать на украинский рынок по морю.
Как утверждают эксперты нефтяного рынка, система обеспечения украинских автозаправок пришла к равновесию. Это обеспечивается здоровой конкуренцией и способами поставки горючего. Нефтепродукты поставляют по железной дороге, морю и нефтепроводам. А контролировать актуальные цены на бензин на заправках Украины помогает популярный сайт auto.ria.com.
Качество горючего на украинских АЗС
После появления первых заправочных станций качество продаваемой продукции разделяли на чистое и грязное. После увеличения количества импортного транспорта требовательного к добавкам, содержащимся в солярке и бензине, некоторые АЗС топливо начали закупать топливо в европейских странах. Оно содержит меньше свинца, серы и смол. Также начали появляться заправочные станции, собственноручно улучшающие качество горючего. Однако такие попытки оборачивались серьёзными проблемами для владельцев иномарок.
Сегодня приняли новую стандартизацию продуктов из нефти. По нормам, предусмотренным ДСТУ, заправочные станции могут реализовывать только неэтилированный сорт бензина. После появления сетевых автозаправок автолюбителям не стоит беспокоиться о качестве топлива. Естественно речь не идет о малоизвестных АЗС иногда встречающихся в Украине.
Как проверить качество горючего
Если автолюбитель сомневается в качестве жидкости залитой в бак ее проверку можно выполнить самостоятельно:
- бензин наливают в стеклянную банку и отстаивают сутки;
- при наличии тяжелых примесей и воды они осядут;
- можно использовать перманганат калия, окрашивающий низкокачественный бензин в розовый цвет.
Конечно, такой вариант проверки не выявит присадки, увеличивающие октановое число. А в остальном современные заправочные станции закупают качественное топливо у крупных поставщиков. Это позволяет удовлетворить потребности украинских автовладельцев.