Минобр разработал план развития на 5 лет

Сегодня Минобразования опубликовало план развития до 2018 года. Ведомство 1t1tpIqeнамерено создать независимую систему оценки образования к декабрю 2015 года — повсеместно внедрить «эффективный контракт», новую систему оплаты труда бюджетных работников, а к сентябрю 2016 года обеспечить для старшеклассников возможность обучаться по индивидуальным программам.

Согласно плану, будет сокращён разрыв между «ударными» и «отстающими» школами относительно результатов, которые демонстрируют учащиеся на экзаменах. Соотношение среднего балла ЕГЭ в 10% лучших школ должно уменьшиться по отношению к 10% худших. Также планируется к 2018 году снабдить водопроводом, центральным отоплением и канализацией сельские школы, которые до сих пор были этого лишены. Таких в стране каждая четвёртая.

Почти в четыре раза станет больше детей, занятых образовательными программами по техническим направлениям. Помимо расширения сети многофункциональных центров прикладных квалификаций (с 42 до 250) возникнет такая вещь, как инжиниринговые центры для развития и коммерциализации научных разработок. Пока их нет вообще, но через пять лет будет уже 25.

В рамках плана заявлен и проект «1000 лабораторий», по которому в вузах, учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах будет открыто 1000 ведущих лабораторий за те же пять лет. Первые 150 будут сооружены в 2014 году. Годовой объём финансового обеспечения государственных научных фондов также вырастет в два раза, с 13,5 до 25 млрд рублей.

Ещё в плане содержатся меры по уменьшению разрыва поколений в науке и снижению среднего возраста исследователей с 47,5 до 44 лет. Впрочем, об этом, как и о некоторых нюансах внедрения «эффективного контракта», мы уже писали.

Также план даёт понимание того, как Минобразования видит пути достижения поставленных президентом целей. Документ удобно разбит на разделы, в шапке каждого из которых — соответствующий закон, указ президента или правительства. Впрочем, основные направления вынесены отдельно.

Например, для «обеспечения соответствия качества подготовки и структуры программ профессионального образования потребностям российского общества и экономики» нужно, чтобы, с одной стороны, 30% учащихся начали обучаться по программам прикладного бакалавриата — это программа подготовки по высокотехнологичным специальностям, где по сравнению с обычным бакалавриатом резко увеличена практическая часть занятий.

С другой стороны, это потребует увеличения числа российских университетов, входящих в мировой топ-200, с двух до восьми. Поскольку российские вузы наиболее часто проваливают в этих рейтингах баллы цитируемости, то через повышение числа публикаций в мировых научных рецензируемых журналах, входящих в сеть Web of Science, будет решаться и ещё одна задача — «повышение эффективности российской науки через инструменты учёта результатов работы учёных». Для этой задачи доля цитируемости — единственное предложенное решение.

Здесь стоит вспомнить, что высокая эффективность не всегда идёт рука об руку с цитируемостью и баллы баллам рознь. Так, англоязычные ресурсы, посвящённые МФТИ, знаменитому Физтеху, утверждают, что из-за упора на практические исследования он гораздо менее известен за рубежом, чем на постсоветском пространстве. Секрет в том, что сам по себе Физтех невелик, и заметная часть его знаменитой профессуры — приглашённые преподаватели из различных отделений РАН. Там же обычно проводятся и студенческие исследования. Однако поскольку на бумаге они считаются проведёнными за пределами МФТИ, их авторы не объявляются студентами Физтеха. Между тем рейтинги университетов в первую очередь обращают внимание на публикации и цитирование, и поэтому Физтех как бы исчезает с академического радара. По мнению авторов, это намеренное сокрытие кузницы кадров отечественной космической и оборонной программ.

Интересны критерии проверки эффективности новации. Параметр «доля родителей школьников, которые считают, что школа даёт хорошее образование», должен к 2018 году составить не менее 90%. На 2013 год, по данным таблицы, он уже составляет 80%.

Напоследок документ даёт ещё более важный критерий, по которому будет оцениваться успешность или неуспешность системы науки и образования в России. Он называется «удельный вес валовой добавленной стоимости по виду деятельности».

За пять лет доля этих видов должна вырасти для «образования» с 3,1% до 3,6%, для «научных исследований» — с 1,4% до 2,3%.

…Комментарий «Однако» — последует в ближайшее время.

Залишити відповідь