Как прошло вече и чего ждать от майдана

Митингующих становится все меньше. Эксперты: люди просто не видят результатов и перспектив 4

Вчера оппозиция собрала на Майдане очередное вече. Былой массовостью оно не отличалось: к 12:00 на бунтующую площадь пришло немногим более 10 тысяч человек. Хотя повод для массового вече в этот раз снова был создан: во время пятничного силового противостояния пикетчиков и «Беркута» в Святошинском районе столицы среди пострадавших, которые имелись с обеих сторон, оказался экс-глава МВД Юрий Луценко, фото и видео которого с окровавленной головой будоражило интернет всю субботу.

Нужно отметить, что если вас интересуют научные диссертации, то вам нужно посетить сайт  – Dissertatus.

Тем не менее вчерашнее вече оказалось самым малочисленным за весь период их проведения (если не считать прошлое воскресенье, когда проведение вече вообще не объявляли). Больше того, на этих выходных впервые состоялась контракция киевлян: полсотни человек попытались разобрать одну из баррикад на Крещатике. Все это, по мнению экспертов, свидетельствует: отношение к Майдану по сравнению с декабрем изменилось.

«С обеих сторон присутствует эмоциональная усталость. Она и приводит к конфликтам вроде святошинского, — считает политолог Владимир Фесенко. — Не думаю, что это была сознательная провокация оппозиции, ведь они и сами не хотят повторения декабрьского Майдана, который нельзя было контролировать. Речь идет об отслоении радикального крыла Майдана, которое устало стоять и хочет действовать. Но протест переживает кризис жанра. Чтобы повторились массовые митинги, нужно что-то намного более значимое, чем драка возле суда или даже кровь Луценко. С другой стороны — просто распустить Майдан оппозиция не может без ущерба для себя и вынуждена строить планы для его поддержания. Для нее лучшим выходом было бы, если бы власть мягко «зачистила» Крещатик. Но власть этого не делает. Потому нынешнее состояние может продолжаться бесконечно долго».

«Майдан устал, это фаза его заката, — таково мнение политолога Костя Бондаренко. — Люди чувствуют, что ничего все равно не добьются, видят отсутствие конкретных результатов. Но оппозиция не знает, что делать. Нужен план реальных успехов, но есть только план имитаций. Потому в нынешнем виде Майдану остались месяц-полтора, максимум — до конца зимы, после чего он примет другие формы: часть радикализируется, обвиняя остальных в предательстве, часть будет призывать нести Майдан в регионы, тем более что в Киеве растет недовольство. Будут и другие идеи, возможно, креативные. Но это будет уже не Майдан».

«Какая усталость?!»

«О том, что Майдан устал, говорят только власть и ее приближенные, — считает нардеп от «Батькивщины» Геннадий Москаль. — Если бы на площадь вышли одни лидеры оппозиции, так можно было бы говорить. Но туда вышли десятки тысяч! Да и о какой усталости можно говорить, если, как только Майдан затухает, власть обязательно что-нибудь организовывает?! Ведь между избиением Луценко и десятками тысяч на Майдане вчера — прямая связь». «Майдан вырождается, — говорит нардеп от ПР Елена Бондаренко. — Святошинские события показали, что на нем остались лишь элементы, склонные к преступлениям. И они там и будут концентрироваться, потому что эта территория негласно объявлена территорией вне закона».

Кровь Луценко: покушение или провокация

Силовое противостояние, жертвой которого стал Юрий Луценко, было последствием беспорядков в Святошинском суде, где в пятницу вынесли приговор «васильковским террористам». Для восстановления порядка туда вызвали «Беркут», которому активисты Автомайдана и свободовцы заблокировали проезд, так как, по их мнению, именно это подразделение избивало евромайдановцев 30 ноября. Когда один из автобусов с беркутовцами начали раскачивать, они вышли из него, после чего началась их драка с пикетчиками. По словам жены Луценко Ирины, «Юра… встал между людьми и беркутовцами, чтобы прекратить кровопролитие», — и в результате получил по голове дубинкой. Его увезла скорая, которая и диагностировала у политика сотрясение мозга. А в субботу в интернете появилось видео, показывающее, что Луценко активно участвовал в конфликте на стороне пикетирующих.

Еще спустя некоторое время в Сети появилась якобы медицинская справка клиники «Социотерапия», согласно которой экс-министр, проходивший обследование после произошедшего, был в состоянии алкогольного опьянения. В самой клинике нам сообщили, что подтвердить или опровергнуть данные они не могут: «Это конфиденциальная информация, которую клиника может предоставить только прокуратуре или следственным органам». А пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган сообщила нам, что «Луценко поступил и проходит лечение в клинике «Борис», и анализ на алкоголь у него не брали». По ее мнению, «стоит задача смазать избиение и перевести его в другую площадь — и она будет выполняться любыми способами, что прокуратура и делает». Вечером в воскресенье жена политика сообщила, что состояние здоровья Луценко ухудшилось.

Лидеры оппозиции назвали происшедшее «покушением на убийство» Луценко и резюмировали, что «протесты на площадях по всей стране должны продолжаться». Нардеп-регионал Анна Герман в свою очередь заявила, что оппозиционеры повели людей «на сознательную провокацию». Из этого традиционного обмена любезностями выбился комментарий в блоге на «УП» певицы Русланы, которая присутствовала на этих событиях и назвала их провокацией «справжнiх борцiв»: «Сегодня возле автобусов была «классика их маневров» — вокруг куча незащищенных людей, а эти «настоящие» бьют беркутов по ногам, пытаются ударить через головы людей, оставаясь в недосягаемости и фактически прикрываясь людьми».

Залишити відповідь