The Economist: Британия и ЕС

na3001456839760Если Британия покинет Европейский союз, то это негативно скажется не только на ней самой, но и нанесет мощный удар по всем странам Запада, полагает издание The Economist.

Борьба выходит на финишную прямую. Дэвид Кэмерон объявил о проведении 23 июня референдума по вопросу о членстве Британии в ЕС. При этом премьер-министр пообещал активно поддерживать сохранение Британии в Европейском союзе. Букмекерские конторы принимают ставки на то, что британцы проголосуют за выход с коэффициентом 2:1. Согласно данным некоторых опросов, общественное мнение разделилось приблизительно поровну. Шанс на то, что через четыре месяца Британия покинет «европейские берега», вполне реален. Это будут очень плохие новости. И не только для Британии.

Решение о выходе однозначно нанесет краткосрочный вред экономике, но оно может иметь и долгосрочные последствия. На этой неделе курс фунта по отношению к доллару упал до минимальной отметки с 2009 г. Выход поставит под угрозу британскую безопасность в то время, когда террористические группы и иностранные государства представляют наибольшую за многие годы опасность. Британия в любом случае будет далека от идеализированного полного суверенитета. Вместо этого она покинет влиятельный международный клуб, на действия и решения которого можно влиять намного эффективнее, будучи его членом, а не соседом. Тем же, кто находится за пределами Британии и удивляется высокой поддержке этого акта самовредительства, стоит волноваться и о самих себе. Выход Британии нанесет мощный удар по Европе, которая и так с трудом справляется с существующими вызовами. Он приведет к отделению пятой по размеру мировой экономики от наибольшего ее рынка. Обедневший, менее защищенный и разобщенный ЕС станет намного слабее, как будет резко ослаблен и весь Запад, полагающийся на баланс сил Америки и Европы.

Сторонники выхода настаивают на том, что Европа сдерживает развитие Великобритании. Сбросив с себя европейские кандалы, она сможет добиться невиданных высот в качестве открытой экономики, которая продолжит вести торговлю с ЕС, а также со всем миром. В теории это возможно, но на практике – вряд ли.
ЕС если и позволит сохранить полный доступ к своему единому рынку, то только в обмен на соблюдение правил, от которых так стремятся избавиться британские евроскептики. Если приводить в пример Швейцарию и Норвегию (что очень любят делать сторонники выхода), в качестве условия для предоставления доступа к своему рынку ЕС потребует свободу перемещения людей, а также большой взнос в свой бюджет. Брюссель, в качестве назидания, будет стремиться заключить соглашение на крайне жестких условиях, чтобы предостеречь другие страны от выхода.

Долгосрочные последствия будут иметь место не только в экономике. Европейские лидеры прекрасно понимают, что выход Британии ослабит их клуб, который и без того переживает трудные времена из-за иммиграционного кризиса и кризиса еврозоны. Лишившись голоса Британии, Европа станет беднее и слабее, она будет менее либеральной, более протекционистской и ориентированной на внутренние проблемы. Исчезнет противовес немецкому влиянию. Ослабеет связь между Европой и Америкой, и что важнее всего, утрата сильнейшего в военном и внешнеполитическом плане члена приведет к снижению международного веса ЕС.

ЕС сегодня представляет собой важнейшую часть внешней политики и политики безопасности Запада, какие бы темы она не затрагивала – от ядерной сделки с Ираном и угрозы исламского терроризма до антироссийских санкций. Без Британии Европейскому союзу станет намного сложнее оказывать влияние на международной арене. Неудивительно, что Владимир Путин является сторонником выхода Британии, а Барак Обама – противником. Ослабленная Европа также будет играть против Британии, чье географическое положение намного стабильнее, чем политическое. Ставки в игре, которую ведет премьер Кэмерон, очень высоки, и если он потерпит поражение, последствия ощутят на себе все, пишет The Economist.