Грозит ли Сирии «афганский сценарий»?

na3001456837244Несмотря на то, что в Сирии пока еще соблюдается режим прекращения огня, существуют большие сомнения, что перемирие будет сохраняться и в дальнейшем. Это связано прежде всего с тем, что стороны конфликта сильно расходятся в классификации и определении террористических и экстремистских организаций, на которых режим прекращения огня не распространяется, объясняет обозреватель иорданского издания «Аль-Гадд» Мухаммед Абу Румман. Он задается вопросом: “Если перемирие будет сорвано, а переговоры не дадут результатов, то что тогда произойдет в Сирии на следующий день?”

Государственный секретарь США Джон Керри говорил о «плане Б» для Сирии, однако не раскрыл подробностей. По данным американских источников, скорее всего Вашингтон планирует увеличить военную помощь сирийской оппозиции. По мнению бывшего командующего НАТО в Европе адмирала Джеймса Ставридиса, Керри имел в виду создание безопасных зон и ввод в Сирию сухопутных войск целого ряда стран, в том числе и Иордании. По данным иорданских источников, вариант наземного вмешательства армии королевства в Сирию крайне маловероятен, так как это не будет поддержано обществом. Также сложно поверить, что администрация Барака Обамы сделает «качественный скачок» в сирийском вопросе, и на это, по мнению Мухаммеда Абу Руммана , имеется целый ряд причин. Если все-таки предположить, что американская администрация имеет четкое стратегическое видение касательно Сирии, то «план Б» уже давно должен быть готов к осуществлению, поэтому весьма вероятно, что разговоры Джона Керри об альтернативе были нужны ему лишь для уменьшения критики Конгресса, обвиняющего Белый дом в провале, считает обозреватель издания «Аль-Гадд». Существует большой риск, что россияне не будут придерживаться своих обязательств по отношению к Иордании и начнут военную операцию на юге Сирии, подобную операции в Алеппо. Тогда мы станем свидетелями, как еще сотни тысяч беженцев будут стремиться попасть в Иорданию, распада южного фронта оппозиции, насчитывающего более 40 тыс. бойцов, присоединения некоторой части из них к «Исламскому государству», отмечает Мухаммед Абу Румман.

Не верит в сирийское перемирие и авторитетное издание «Халидж Онлайн», которое цитирует эксперта по ближневосточным делам Басиля аль-Хаджа Джасема, считающего заявление Керри приговором хрупкому перемирию. Джасем подчеркнул, что ситуация в Сирии может развиваться по двум сценариям. Первый предполагает партизанскую войну «афганскими методами»: сирийская оппозиция при поддержке арабских стран и Турции будет вести войну против «Исламского государства» и армии Башара Асада. Об Афганистане намекали России и турецкие официальные лица, имея в виду унизительное поражение СССР, отметил эксперт. Также как следует из слов министра иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубайра, не исключена поставка оппозиции ракет класса «земля-воздух», что нивелирует российское преимущество в воздухе и что тоже напрямую напоминает России об афганских событиях.

Второй сценарий предусматривает вход турецкой пехоты в Сирию под прикрытием авиации арабских стран в рамках действий «Международной коалиции» во главе с Соединенными Штатами. Издание, ссылаясь на экспертов, считает, что в случае передачи арабскими странами или Турцией ракет «земля-воздух» для сирийской оппозиции, Москва может пойти на аналогичный шаг в Йемене, дав такое же вооружение хуситам.

Между тем, пока все стороны заняты перемирием в Сирии, «Исламское государство» в воскресенье, 27 февраля, «прощупало» оборону иракской армии на подступах к Багдаду. В пригороде столицы Ирака Абу Грейб взорвались трое террористов-смертников, после чего другие боевики открыли огонь по военным. В результате погибли 13 военных и полицейских, десятки попали в плен. Хоть ситуацию и удалось взять под контроль, этот инцидент заставил катарскую «Аль-Джазира» задуматься о том, было ли это авантюрой «Исламского государства», или тревожным сигналом для властей? В интервью катарскому изданию, иракский политолог Валид аз-Зубайди рассказал, что в осуществлении атаки на Багдад участвовали тысячи боевиков из разных провинций страны. Эксперт отметил, что террористы неоднократно говорили о своем стремлении достичь двух целей: вынудить коалицию ввести в Ирак свои наземные силы, а также захватить Багдад. Первое им практически удалось, а свидетельством начала реализации второго проекта были атаки 27 февраля. Валид аз-Зубайди считает, что атака на Багдад не была, как многие думают, операцией по отвлечению внимания от битвы за Мосул. Это была самостоятельная, масштабная успешная войсковая операция, имевшая целью «шокировать власть», полностью погрязшую в коррупции и внутренних междоусобицах, подводит итог
аз-Зубайди.