Станция “Спартак”. История одного мифа

Под ногами – рыхлая почва, грязь и вода. Мы аккуратно пробираемся через Тушинский рынок к огромному заросшему полю, бывшему прежде тушинским аэродромом. Вдали на другом конце поля до сих пор находятся пара самолетов и клуб любителей авиации. На автомобиле столичного департамента строительства мы пробираемся через похожие на воронки от авиаснарядов выбоины и лужи, больше напоминающие бассейны, к конечной цели – строительной площадке метрополитена. Прямиком напротив – возводимая конструкция стадиона «Спартак». Аналогичное название носит и сама станция метро.

Станция «Спартак» (она же – бывшая «Волоколамская») знакома очень многим москвичам, живущим на севере Таганско-Краснопресненской ветки столичной подземки. Она была сооружена в конструкциях в 1975 году и законсервирована, оставшись одной из «тайн» московского метро вплоть до недавнего времени. На юбилейном варианте схем метро 1967 года, выпущенных ко Дню пятидесятилетия Октября в качестве брошюр, станция была указана как «Аэрополе». В 2013 году на российские экраны даже вышел фильм, основным сюжетом которого стала катастрофа неподалеку от нынешней станции «Спартак». Тогда люди, застрявшие под землей, нашли спасение именно там.

На вопрос, зачем построили станцию почти 40 лет назад и сразу же законсервировали, начальник управления строительства метрополитена Департамента строительства Москвы Дмитрий Дорофеев ответил, что руководители города во времена советов уже тогда понимали необходимость будущего развития Тушинского района и заложили станцию для будущих поколений. Правда необходимость «закапывания» миллионов советских рублей в землю в то время вызывает большие сомнения.

В 2011 году на месте Тушинского аэродрома наконец-то начали строить стадион «Спартак» (второе название – «Открытие Арена») к чемпионату мира по футболу в 2018 году, а уже через год московские власти вовсю готовились к восстановлению законсервированной на глубине четырнадцати метров станции. В ходе расконсервации производится реконструкция несущих конструкций, герметизация потолков, монтаж электропроводки, укрепление путевых стен и создается архитектурный дизайн станции и строится наземный вестибюль. По обеим сторонам станции и тоннелей должны установить гермоворота в целях гражданской обороны. На всё про всё московские власти потратят 3,5 млрд. рублей. Это, конечно, существенно меньше, нежели на обычное строительство новой станции. К тому же, решили отказаться от проекта создания раздвижных стеклянных ограждений на станции.

В 2013 году у “Спартака”, наконец, появилось два выхода на поверхность. С одного конца будет круглый вестибюль со всеми службами станции, а с другой – просто два выхода к стадиону. Наземный вестибюль будет соединён с платформой тремя эскалаторами, южный — лестницами. Работы на объекте идут согласно графику. Станция должна быть открыта к майским праздникам в следующей году. Метростроители не боятся проволочек, поскольку никаких капитальных работ по строительству производить не нужно. По сути, за них всё сделали советские строители. А возможных задержек оборудования (как это было с эскалаторами во время реконструкции ст. «Парк Культуры») быть не должно, потому что все необходимое уже закуплено и ожидает своего часа на складах.

Работы на станции ведутся без приостановления движения поездов, поэтому платформу отделили от путей металлическими листами. Так рабочим не мешают поезда, и риск возникновения ЧП гораздо ниже, чем если бы поезда продолжали ездить мимо открытой платформы.

Конечно, станция потеряла свой шарм, который манил многих любителей урбан-культуры и диггеров. Некоторые «экстремалы» прямиком в рабочее время бежали по тоннелю от станции «Щукинская», прячась в сбойках или за контактным рельсом от проходящих мимо поездов. В результате в интернете появлялись фотографии и видео с «мифической станции».

В ближайшие пару лет на примере развития территорий бывшего тушинского аэродрома мы с вами сможем наблюдать новый вектор развития московской инфраструктуры городского пространства. Вокруг стадиона и станции метро очень быстро начнут возникать новые объекты, как жилые, так и не очень (например, на территории Тушинского аэродрома планируется возвести две хоккейных арены, теннисную академию, центр водных видов спорта, несколько школ со спортивным уклоном и два детских сада со спортивным уклоном), и это отличная возможность понаблюдать за стратегией развития городских территорий команды нового-старого мэра.

Благодарим за содействие в подготовке репортажа пресс-службу Департамента строительства Москвы.

Залишити відповідь