Создатель интернета поставит скачивание под контроль

Один из создателей технологий, лежащих в основе интернета, директор Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C) Тим Бернерс-Ли поддержал включение в разрабатывающийся сейчас стандарт HTML5.1 средств управления правами на цифровой контент (Digital Rights Management, DRM). Об этом стало известно из публичной переписки членов организации 30 сентября. Следом было объявлено о принятии «дорожной карты» для рабочей группы по HTML сроком до июня 2015 года.

W3C была основана Бернерсом-Ли в 1994 году, и сегодня она является основной организацией, отвечающей за стандарты функционирования интернета. Среди прочего, она издает рекомендации по реализации поддержки HTML — базового языка всемирной сети. С ее подачи в данный момент идет переход на стандарт HTML5, созданный в первую очередь ради унификации надстроек над предыдущим стандартом.

Если HTML5 привнес в сеть единство, определенную открытость и общие практики, то его наследник HTML5.1, по-видимому, начнет путь в обратном направлении. Все дело в расширении под названием EME (Encrypted Media Extension), публично представленном в мае 2013 года. Пролоббированное киноиздателями и, в первую очередь, сервисом Netflix, оно, по сути, описывает три механизма: ограничение доступа к видеоконтенту, его шифрование и контроль над его использованием. Хочется отметить, что если вас интересует пиар и реклама, то вам нужно посетить данный сайт- www.propr.me/slovar-terminov-piar-pr-alternativnyj .

Первые два механизма давно реализованы в сети. Когда вы вводите свои учетные данные, чтобы посмотреть кино на сервисе типа Google Play или iTunes, выполняется авторизация, обмен сертификатами, устанавливается зашифрованное соединение с сервером поставщика контента — и на экране вашего компьютера, планшета или телефона начинает проигрываться фильм. При достаточном желании и технических навыках вы сможете его сохранить, даже если сервисом это не предусмотрено. И расширение EME (по крайней мере, в этой своей части) не изменит этого — разве что немного усложнит.

С контролем над использованием ситуация несколько иная. Здесь речь идет о том, чтобы дать сайтам возможность блокировать какие-либо функции вашего веб-браузера, чтобы вы не смогли сделать что-то, что не понравится поставщику контента. Ближайшая аналогия такому подходу — игровые приставки, которые, вообще-то, сейчас являются полноценными компьютерами, но производители искусственно ограничивают их возможности, чтобы не упустить прибыль за счет пиратства и распространения бесплатных программ.

В интернете уже встречались технические решения такого рода. Самый простой пример: некоторые хостинг-сервисы картинок, которые блокируют при помощи внешнего скрипта работу правой кнопки мыши пользователя — чтобы тот не мог сохранить изображение. Для видео эту проблему решают контейнеры Flash и Silverlight. Но теперь подобный функционал будет встроен в саму «ткань» сети, и обойти его будет довольно сложно.

Более того, это создаст массу проблем разработчикам браузеров. Если раньше им достаточно было следовать набору рекомендаций одной организации, то теперь вместо этого разработчики погрязнут в переговорах с правообладателями. Соответствие стандартам будет значить поддержку всевозможных систем DRM, которые создадут издатели, отталкиваясь от этих стандартов. Возможность для пользователя посмотреть тот или иной фильм будет зависеть не от технических характеристик его устройства, а от поддержки браузером системы защиты соответствующего сайта.

В последние годы консенсус сводится к тому, что системы DRM себя не оправдывают: они неизбежно несут в себе уязвимости, создают больше неудобств честным пользователям, чем пиратам; программисты не хотят связываться с их разработкой, а от кражи интеллектуальной собственности DRM спасает крайне редко. Крупнейшие музыкальные магазины, например, давно отказались от закрытых форматов с проверкой лицензии в пользу простого mp3.

Эксперты организации — члена W3C Electronic Frontier Foundation опасаются, что нынешняя уступка киноиндустрии на уровне всеобщего стандарта приведет к распространению алгоритмов управления использованием на другой тип контента, тем более что соответствующие предложения с разных сторон уже звучали.

Еще при разработке формата шрифтов для веб-страниц WOFF в 2009 году их дизайнеры (точнее, компании, занимающиеся их продажей) добивались включения в него механизмов лицензирования и предотвращения скачивания пользователем. Инициативная группа внутри W3C предлагает запретить пользователю просматривать исходный код веб-приложений. Другая группа предлагает через браузер контролировать использование сохраненного контента на машине пользователя. Фотографы и книгоиздатели хотят получить механизм, аналогичный EME, для своих продуктов — и тогда пользователю придется забыть о возможности сохранить картинку или скопировать текст со страницы, поскольку механизм такого ограничения пользователя будет открыт для всех желающих веб-разработчиков.

Стоит, правда, отметить, что сам HTML5 разрабатывался не W3C, а другой организацией — WHATWG (Web Hypertext Application Technology Working Group) как альтернатива собственному непопулярному проекту W3C — XHTML. WHATWG была сформирована разработчиками основных веб-браузеров — Chrome, Firefox, Opera и Safari. В итоге Консорциум всемирной паутины принял спецификации HTML5, и на сегодняшний день тот уже активно используется, хотя официальная рекомендация запланирована только на 2014 год. Теоретически повторение этого сценария возможно и с проектом HTML5.1 — WHATWG уже разрабатывает альтернативный «Живой стандарт HTML» (HTML Living Standard), где DRM-расширения отсутствуют.

Залишити відповідь