Орудие – ПРИЗРАК: никто не верил в существование этой пушки!

В 5 часов 35 минут 5 июня 1942 года долину близ Бахчисарая потряс громоподобный звук, который через 20 лет люди приняли бы за термоядерный взрыв. На железнодорожной станции и в домах обывателей в южной части Бахчисарая вылетели стекла. Через 45 секунд огромный снаряд упал севернее станции Мекензиевы Горы в нескольких десятках метров от полевого склада боеприпасов 95-й стрелковой дивизии. Следующие семь выстрелов были произведены по старой береговой батарее № 16 южнее поселка Любимовка. Еще шесть выстрелов 5 июня были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота. Последний выстрел в этот день прозвучал в сумерках – в 19 часов 58 минут.

Вплоть до 26 июня снаряды чудовищного калибра накрывали советские позиции с частотой от пяти до шестнадцати выстрелов в день. Обстрел закончился так же внезапно, как и начался, оставив советскую сторону с неразрешенным вопросом: что это было?

Полная «Дора»

По Севастополю стреляла «Дора» – самая большая и самая мощная пушка, созданная за всю историю человечества. Еще в 1936 году при посещении завода Круппа Гитлер потребовал у руководства фирмы сверхмощную артсистему для борьбы с долговременными сооружениями линии Мажино и бельгийскими фортами. Конструкторскую группу фирмы Круппа, занявшуюся разработкой нового орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который закончил проект в 1937 году. Заводы Круппа немедленно приступили к производству колоссов.

Первое орудие, названное в честь жены главного конструктора «Дорой», было закончено в начале 1941 года и обошлось в 10 млн. рейхсмарок. Затвор у пушки был клиновой, а заряжание раздельно-гильзовое. Полная длина ствола составляла 32,5 м, а вес 400 тонн (!). В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, а высота 11,6 м. Полный же вес системы составлял 1350 тонн. Лафет суперпушки состоял из двух железнодорожных транспортеров, и стреляла установка со сдвоенного железнодорожного пути.

Летом 1941 года первое орудие доставили с завода Круппа в Эссене на экспериментальный полигон Хиллерслебен в 120 км к западу от Берлина. С 10 сентября по 6 октября 1941 года на полигоне были проведены стрельбы, результаты которых полностью удовлетворили руководство вермахта. Одновременно возник и вопрос: а где можно применить это суперорудие?

Дело в том, что линию Мажино и бельгийские форты немцы успели захватить в мае-июне 1940 года без помощи супероружия. Гитлер нашел «Доре» новую цель – укрепления Гибралтара. Но и этот замысел оказался неосуществим по двум причинам: во-первых, железнодорожные мосты Испании строились без расчета на перевозку грузов такого веса, во-вторых – генерал Франко вовсе не собирался пропускать немецкие войска через территорию Испании.

В конце концов в феврале 1942 года начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить «Дору» в Крым и передать в распоряжение командующего 11-й армией генерал-полковника Манштейна для обстрела Севастополя.

На курорте

25 апреля 1942 года пять эшелонов с разобранной артустановкой и обслуживающим дивизионом скрытно прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное) в 30 км южнее железнодорожного узла Джанкой. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 км от предполагавшихся к обстрелу целей в Севастополе и в 2 км к югу от железнодорожной станции Бахчисарай. Сверхсекретную позицию орудия решили строить в чистом поле, на голом как стол участке, где не имелось ни скальных укрытий, ни хотя бы небольшого леска. Невысокий холм между рекой Чурук-Су и железной дорогой был вскрыт продольной выемкой глубиной 10 м и шириной около 200 м, до станции Бахчисарай провели километровую ветку, а западнее холма уложили «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела в 45 градусов.

Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено 600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт», 1500 человек местных жителей и несколько сот военнопленных. Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов. Кроме того, «Дору» обслуживали дивизион дымомаскировки, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.

Орудие-призрак

Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекавшими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года!

Вопреки официальной истории командование Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским творили одну глупость за другой. До 1943 года оно свято верило, что еще в июне 1941-го в Черное море вошел итальянский флот, и вели с ним упорные бои – ставили минные заграждения, бомбили мифические вражеские подводные лодки и торпедировали существовавшие только в воспаленном воображении вражеские корабли. В результате от собственных мин и торпед погибли десятки боевых и транспортных кораблей Черноморского флота! Командование Севастопольского оборонительного района то отправляло под трибунал за паникерство красноармейцев и младших командиров, докладывавших о взрывах огромных снарядов, то, наоборот, докладывало в Москву о применении немцами 24-дюймовых (610-мм) железнодорожных установок.

После окончания боев в Крыму в мае 1944 года специальная комиссия занималась поиском огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и Заланкой (Фронтовое), но безуспешно. Документов об использовании «Доры» также не оказалось среди трофеев Красной армии, захваченных в Германии. Поэтому советские военные историки сделали вывод, что «Доры» под Севастополем вообще не было, а все слухи о ней – дезинформация абвера. Зато писатели «оттянулись» по «Доре» по полной программе. В десятках детективных историй героические разведчики, партизаны, летчики и моряки находили и уничтожали «Дору». Нашлись люди, которые «за уничтожение “Доры”« были награждены правительственными наградами, а одному из них даже присвоили звание Героя Советского Союза…

Залишити відповідь