Кому можно верить в социальных сетях

“Срочно, нажмите “лайк”, сделайте “перепост”, — такие объявления встречаются в социальных сетях ежедневно. Черстветь и совсем не реагировать нельзя, но доверять всем и каждому тоже не рекомендуется

 

Каждому пользователю социальных сетей рано или поздно приходится сталкиваться с призывами: “Пожалуйста, поделитесь”, “Нужен перепост!”, “Очень нужна ваша помощь!” и тому подобными. Зачастую за такими криками о помощи стоят реальные люди с настоящими проблемами. Но нередко благими целями прикрываются обычные сетевые мошенники, пишет BFM.ru.

О том, что то или иное сообщение является “фейком” или “уткой” порой можно догадаться, лишь увидев его несколько раз с перерывами в месяцы. Кто-то находит старый пост одного из друзей и “выносит” его в ленты, нажав “лайк”. Так появляются “срочные новости” годовалой давности. Проверить сайт на мошенничество

Еще сложнее с просьбами о помощи: картинки с бездомными животными и тяжело больными детьми, нуждающимися в срочном лечении, веером рассыпаются по страницам соцсетей. Часть из них — настоящие. Но многие опубликованы мошенниками. Задумываться об этом пользователи порой не успевают — рука сама тянется к заветной кнопке “поделиться”.

Эксперты считают, что совсем не реагировать на просьбы о помощи нельзя, но прежде чем поставить “лайк”, “сердечко” или “поделиться” — информацию необходимо проверить. Однако именно с проверкой часто происходит заминка — критичность снижается, а безграничное доверие к друзьям побеждает. Люди забывают, что социальная сеть — это сообщество не только близких людей, не только добрых и не обязательно только честных.

Компании, специализирующиеся на компьютерной безопасности, давно используют понятие “социальная инженерия” для описания случаев мошенничеств, совершаемых в социальных сетях или с их помощью.

“Методы социальной инженерии известны очень давно. И, по сути, сетевые мошенники, применяя их, не изобретают ничего нового, но число жертв все равно растет. Причины этого очевидны. Во-первых, сообщениям от “друзей” больше доверяют. Во-вторых, число новых пользователей социальных сетей постоянно растет, и о старых приемах злоумышленников новички ничего не знают”, — рассказал руководитель пресс-службы “Доктор Веб” Кирилл Леонов.

При этом люди часто забывают, что за “аватаркой” друга может скрываться кто-то другой. “Многие пользователи считают свои аккаунты личными страницами в интернете, которые принадлежат только им. Естественно, получив сообщение от друга, такой пользователь даже не предполагает, что аккаунт, являющийся источником сообщения, может быть попросту взломан”, — напомнил Кирилл Леонов.

Главный редактор проектов CMS Magazine и “Рейтинг Рунета” Анатолий Денисов отмечает, что массовое распространение непроверенных данных происходит от большого доверия не столько к конкретным “друзьям”, сколько к социальным сетям в целом: “Если все остальные каналы информации уже пережили или переживают кризис доверия, то публикуемое в социальных сетях очень многими до сих пор воспринимается как “правда, правда и ничего, кроме правды”. Боюсь, глобально с этим ничего сделать нельзя — без каких-то кардинальных изменений в самих социальных сетях, после которых их уже нельзя будет называть соцсетями”.

Анатолий Денисов советует тратить хотя бы немного времени на изучение информации перед ее “перепостом”: читать комментарии, обращать внимание на источник. “Канонический пример — FogNews [сайт, публикующий выдуманные новости]. Я не перестаю удивляться доверчивости знакомых мне людей, которые “покупаются” на материалы этого сайта каждый раз, когда на нем публикуют что-то резонансное”, — отметил он.

Основатель и глава сервиса LiveInternet Герман Клименко указывает, что социальные сети, с одной стороны, не уступают влиятельностью авторитетной советской газете, с другой, работают по принципу “сарафанного радио”.

“Когда связи выстроены, когда выбраны авторитеты — моральные, нравственные, какие угодно — мы получаем эффект вроде газеты “Правда” в 1970 году. То, что написано в газете, — уже истинно, неизменно. Также если о каком-то факте написали одновременно несколько авторитетных в социальных сетях людей, то он автоматически становится истинным. И остальные стремятся поучаствовать в процессе, распространить информацию. Так происходит процесс АБС. Это как раньше, у подъездов “одна бабка сказала”, но только с огромной скоростью. В целом, угрозы в этом я не вижу, но нужно выбирать правильную газету “Правда”, — уточнил Клименко.

По словам Германа Клименко, некоторые истории с просьбами “перепоста” циркулируют в соцсетях по нескольку лет, перебираясь из одной сети в другую. По его мнению, этот процесс совершенно нормален и идет на спад — пользователи учатся жизни в сообществах нового типа, получая свои уроки.

“Фейковых” объявлений в социальных сетях действительно много, подтвердила руководитель и владелец рейтингового агентства Pruffi Алена Владимирская. Но это не значит, что не надо никому помогать, уточнила она: “Да, действительно, “фейков” много. Но при этом говорить, что все подделка — ни в коем случае нельзя. Это неправда. Очень много случаев, когда людям действительно помогают — я знаю это и по себе, и по своим друзьям. Но нужен здравый смысл и понимание, что сами соцсети никакой благотворительностью не занимаются”.

Есть несколько правил, которыми Алена Владимирская поделилась с пользователями: “Первое — не делать “перепост” от незнакомых людей. Элемент доверия очень важен, если что-то пишет ваш реальный друг, выше вероятность, что информация достоверна. Второе — обязательно смотрите на дату исходного поста. Очень часто в ленте Facebook выдаются старые события — кто-то один “лайкнул” — и оно поднялось наверх. Если умирающей собачке больше трех недель, то, вероятнее всего… Увы… Третье — вникайте в суть сообщения. И Facebook, и “ВКонтакте” делали заявления, что они никогда не собирают деньги. Если вы видите в ленте ссылку с просьбой о помощи, и там написано, что за каждый “лайк” или “перепост” соцсеть платит доллар каким-то людям — то нет, такого не бывает никогда”.

 

Залишити відповідь