Как инфраструктура влияет на портовые цены на зерно в Украине

Чтобы экономика могла эффективно функционировать, ей нужно обеспечить развитую инфраструктуру. Пока Украина имеет не так много достижений, которыми можно было бы похвастаться. Но вот уже около двух лет как идет активная работа по строительству новых терминалов, углублению морского дна и улучшению портовой инфраструктуры. Все эти действия направлены на то, чтобы усилить конкурентоспособность страны и закрепить ее место на мировом рынке.

Как инфраструктура влияет на портовые цены?

В прошлом году Министерство инфраструктуры запретило движение автотранспорта с перевесом более 24 тонн, не предложив альтернативы. Стоит отметить, по словам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, за последние 10 лет прирост по зерновым на железную дорогу составил более 200%, а за последние три года – более 50%. Количество зерновозов выросло, но в то же время из-за отсутствия локомотивной тяги меньше вагонов стали загружать. Соответственно, возникают проблемы с доставкой зерна в порта. К слову, в прошлом маркетинговом году нам пришлось наблюдать увеличение портовых цен на зерно, которые были спровоцированы проблемами на железной дороге.

Не раз агропроизводители сталкивались с проблемой, что зерно загружено в вагоны, но еще некоторое время простаивает из-за нехватки локомотивов. В таких случаях, простой негативно отражается еще и на качестве зерна, что может сулить срывом контрактов или манипуляциями вокруг цены на зерно. А это имеет как экономически невыгодную сторону, но и негативно отражается на репутации аграриев.

Еще одна проблема – завышенный размер портовых сборов, которые, в соответствии с экспертной оценкой Мирового банка должны быть в несколько раз ниже. Подобная практика ведет к тому, что увеличивается стоимость экспортных товаров, в том числе растут портовые цены на зерно. Из-за этого Украина может потерять своих клиентов на мировом рынке и остаться без значительного источника валютной прибыли.

Но вполне возможно, что ориентируясь на долгосрочную перспективу, начнется увеличения инвестиций в развитие внутренней инфраструктуры: логистику, зерновозы, локомотивы и хранение зерна. Купить зерно и вывезти его к морю вероятно будет легче

А тем временем в самих портах объем грузооборота растет.

Планы на будущее

Как заявлялось этой весной, к 2020 году планируется запустить более 30 новых проектов. Если это удастся реализовать, то общие мощности по переработке зерна смогут вырасти до 100 млн. тонн. Как следствие, грузопоток будет увеличиваться. Также, это позволит снизить стоимость перевалки. Новые портовые операторы и улучшение качества услуг помогут урегулировать портовые цены на зерно и привлечь новых клиентов. Но основная проблема может все так же остаться с транспортировкой зерна к терминалам.