Принцип работы и устройство коллекторного электродвигателя

В основе работы коллекторных двигателей лежит физическое явление – втягивания или выталкивания проводника с электрическим током в магнитном поле. Чтобы проводник с током был в непрерывном движении между полюсами магнита, ему придают форму рамки, в обе стороны которой магнит будет действовать одновременно, но в противоположных направлениях: одна сторона рамки втягивать, а вторая – выталкивать.

Через пол-оборота рамка остановится. А чтобы она и дальше вращалась в том же направлении, в этот момент надо изменить направление тока в рамке, то есть поменять местами концы проводов, подводящих ток от источника.

Для автоматического изменения направления тока в рамке установлен специальный переключатель – коллектор.

В данном случае он изготовлен из двух полукруглых латунных пластин. К пластинам прижаты скользящие графитовые контакты (щетки), через которые к рамке поступает электрический ток. В промышленных коллекторных электродвигателях рамку с проводов наматывают в пазы, вырезанные в стальном сердечнике. Сталь усиливает магнитное поле, которое действует на рамку.

В промышленных электродвигателях используется качественная электротехническая сталь.

Ту часть двигателя, где намотаны рамки, называют якорем, или ротором. Поскольку обмоток на якоре несколько, то и коллектор состоит из многих изолированных друг от друга и от вала двигателя латунных пластин. Коллектор жестко закреплен на валу якоря. К коллектору прижимаются с помощью пружин графитовые щетки. Графит для щеток и латунь для коллектора выбраны потому, что во время вращения ротора эти материалы мало стираются, а следовательно, и более долгий срок их использования.

Во время работы двигателя движение якоря передается валу, а из него – непосредственно рабочим органам потребителя.

Охлаждение электродвигателя обеспечивает вентилятор, крыльчатка которого закреплена на валу.

Уход за электродвигателями

Электроприводы в процессе работы требуют периодического обслуживания: осмотра и выявления неполадок, выяснения состояния поверхностей механических частей и вращающихся. В результате трения они изнашиваются и образуют мелкие частицы, которые оседают на поверхностях деталей. Чаще всего возникает необходимость в смазке смазочными материалами подшипников и вала, очистке коллектора и коллекторных щеток от грязи, проверке качества крепления токопроводящих элементов и тому подобное.

Возможные неполадки и методы их устранения приведены в инструкции к прибору. Перед началом эксплуатации прибора необходимо ознакомиться с этим документом, выяснить условия его использования, правила безопасного пользования.

Кроме инструкции, каждый прибор имеет свой паспорт. В нем указаны следующие технические характеристики, как значение рабочего напряжения, на которую рассчитан прибор, величина потребляемой им мощности, скорость вращения вала двигателя, год выпуска, предприятие-производитель и другие данные. Указанный паспорт крепится в виде таблички на корпусе прибора.

Статья была подготовлена нашими партнерами: https://ukrelectrosteel.com.ua/