Украина едет на восток

shutterstock_118398271-pic905-895x505-97938Введение новых правил транзита украинских грузов через российскую территорию вынудило Киев разрабатывать новые маршруты для доставки товаров в восточном направлении. Одной из альтернатив является Транскаспийский маршрут, который проходит через территории Грузии, Азербайджана, Казахстана и Китая. Но его использование затруднительно, поскольку там пока нет достаточной инфраструктуры, считают эксперты.

15 января из Ильичевска (Одесская область) отправился демонстрационный рейс контейнерного поезда по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай (через Каспийское и Черное моря), сообщило министерство инфраструктуры Украины. Правда, несмотря на то что маршрут анонсируется до Китая, на деле конечным пунктом станет казахстанская приграничная с Китаем станция Достык. Расчетное время в пути от Ильичевска до Достыка должно составить около девяти дней.

Тестовый поезд будет нагружен товарами для экспорта в Казахстан, в основном это будут продукты питания и напитки. Путь включает в себя четыре смены модальности из-за двух паромных переправ — через Черное море (Ильичевск — Батуми) и Каспийское море (Алят — Актау). В распоряжении Ильичевского порта с октября прошлого года имеются два парома с возможностью погрузки по 108 вагонов. Таким образом, Украина планирует нарастить транзит грузов через Транскаспийский маршрут с помощью одного из ответвлений от основного паромного маршрута из Батуми в Стамбул.

С начала января вступили в силу новые правила транзита грузов с Украины через территорию России. Теперь все авто- и железнодорожные перевозки с Украины в Казахстан должны осуществляться только через пункты на российско-белорусской границе и только в опломбированных емкостях, оборудованных средствами идентификации на базе ГЛОНАСС.

Фактически введение нового режима привело к полному прекращению транзита украинских грузов через российскую территорию.

Как сообщила 4 января замминистра экономического развития и торговли Украины Наталия Микольская, «режим не работает, товары возвращаются, транзита сейчас нет».

Киев надеется хоть как-то компенсировать и без того упавший экспорт товаров с Украины в Казахстан с помощью выхода на новый маршрут доставки грузов. По данным МЭРТ Украины, за девять месяцев 2015 года экспорт товаров с Украины в Казахстан снизился на 35% в годовом исчислении, или до $544,1 млн. Основными статьями экспорта с Украины в Казахстан является продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности.

Объем экспорта с Украины в Китай за январь — октябрь 2015 года вырос на 0,5%, до $2,126 млрд, говорится в материалах госстата Украины. Около половины приходится на сельскохозяйственную продукцию.

В перспективе Украина планирует перевозить по Транскаспийскому маршруту через Азербайджан в Центральную Азию до 10 млн тонн грузов ежегодно.

Такую цифру назвал исполняющий обязанности председателя правления АО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний в разговоре с азербайджанским новостным агентством Trend.

Транскаспийский маршрут носит название «Шелковый ветер» и был разработан еще в конце 2012 года в рамках другого транспортно-логистического проекта TRACECA (транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия), который направлен на укрепление международного экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии. Трансазиатско-Кавказский маршрут может сократить время в пути в несколько раз по сравнению с морскими перевозками, которые являются пока лидерами в способах доставки грузов из Китая в Европу. Если по морю груз идет в Европу 40–45 дней, то по маршруту «Шелкового ветра» время сокращается в четыре раза.

Но пока о полномасштабной работе Транскаспийского маршрута говорить преждевременно. В прошлом году по нему было пущено только три демонстрационных контейнерных поезда из Китая.