Отопление и газ могут сильно подешеветь: депутаты предложили отдать газ украинской добычи населению

Депутаты нашли способ, как снизить цены в платежках за газ и отопление вдвое от нынешнего уровня.

Согласно законопроекту №4680, для этого нужно весь объем голубого топлива, добытого украинскими госкомпаниями, резервировать на нужды населения, а продавать – с учетом ограничения рентабельности добывающих компаний в 30%.

Таким образом, говорят авторы документа, цена газа должна составить 3 грн за куб.м (сейчас, после постановления Кабмина, действующего до 1 апреля, – 6,99 грн), а стоимость центрального отопления, в свою очередь объяснили собеседники UBR.ua из числа сторонников законопроекта, не будет превышать 1000 грн за 1 Гкал.

Критики решения считают, что сверхмерное регулирование государственных добывающих предприятий приведет к необходимости дотировать их из госбюджета для поддержки необходимого уровня добычи в истощенных украинских недрах.

Впрочем, инициаторы проекта закона уверены, что он не окажет негативного воздействия на доходы госкомпаний.

Позиции обеих сторон приводит UBR.ua.

Что предлагают

Депутаты, ранее предлагавшие для стабилизации розничных цен на голубое топливо весь ресурс входящей в Нафтогаз Укргаздобычи (УГД) отправить на энергетическую биржу, 29 января 2021 года решили поддержать население без помощи посредников.

Согласно поданному в этот день законопроекту №4680, весь объем газа, накопленный государственными предприятиями в газовых хранилищах в неотопительный сезон, должен резервироваться для нужд населения.

Кроме того, весь товарный газ госпредприятия будут ежемесячно продавать компании, на которую возложены специальные обязательства (ПСО) по поставкам ресурса защищенным потребителям – населению и производителям тепла (теплокоммунэнерго, ТКЭ)

С июля прошлого года в Украине отменено ПСО по газу, но до 1 мая 2021 года режим пока продолжает действовать для ТКЭ – специальные обязательства возложены на НАК Нафтогаз

Цена топлива компании, реализуемого тепловикам, при этом отдельно утверждается НКРЭКУ по формуле, привязанной к котировкам газа на амстердамском хабе TTF. Как заявляют сами производители тепловой энергии, в стоимости их услуг цена газа занимает 80%.

Согласно предложенному законопроектом №4680 решению, определять стоимость газа, которую Нафтогаз будет продавать защищенным потребителям, также будет регулятор (Нацкомиссия, регулирующая сферы ЖКХ и энергетики), но с учетом ограничения по рентабельности добывающих компаний. Ее уровень отдельно будет ежегодно утверждать КМУ, но при этом он не может быть выше 30%.

По мнению депутатов, изложенному в пояснительной записке к проекту, сейчас УГД имеет “очевидную чрезмерную прибыльность”, которая формируется по причине завышенных цен на отечественный газ: в 2016 году рентабельность УГД составляла 99%, в 2018 – 177,3%, а в 2017 – и вовсе достигла почти 332%.

При этом одного ресурса УГД, согласно расчетам нардепов, достаточно, чтобы обеспечить потребности защищенных потребителей. В 2018 году УГД добыло 15,5 млрд куб.м, при этом на нужды населения в том же году было направлено 10,6 млрд куб.м голубого топлива, а для ТКЭ – 4,6 млрд куб.м.

Помимо Укргаздобычи из добывающих газ компаний государству принадлежит только Укрнафта – ее показатели добычи за 2018 составили 1,1 млрд куб.м.

Как отразится на платежках резервирование газа

Несмотря на прогнозы авторов законопроекта о двукратном удешевлении потребительской стоимости газа и тепла, конкретная цифра в платежках будет зависеть от нескольких факторов.

Как объяснил UBR.ua эксперт в вопросах энергетики Валентин Землянский, влиять будет и способ поставки газ для населения и ТКЭ, и уровень себестоимости газодобычи, тарифов на транспортировку и распределения, к которым будет добавляться 30% рентабельность.

В нынешнюю себестоимость газодобычи в то же время закладывается и инвестиционная составляющая на разведку газовых месторождений. Но депутаты предложили вынести ее за скобки ценообразования, а средства для инвестиций предоставлять компаниям через займы в госбанках. Проценты по ним будут погашаться из госбюджета.

Между тем в самом законопроекте также не указан способ реализации газа населению, а лишь предлагается КМУ через месяц после вступления законопроекта привести свои нормативные-правовые акты в соответствие с его нормами.

“Нужно понимать, каким будет механизм поставки. Либо она будет возложена на одного монопольного поставщика, либо мы возвращаемся к истории с ПСО, когда облгазы отпускают ресурс непосредственно населению. С ТКЭ тоже не понятно, так как режим ПСО для них с 1 мая будет отменен. Сама идея хорошая, но нужно установить четкие правила для рынка и не менять их каждый месяц”, – говорит Землянский.

Первый замглавы комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ Алексей Кучеренко, входящий в одну партию с инициатором законопроекта Юлией Тимошенко, полагает, что, если закон будет принят, – на чем они будут настаивать вплоть до референдума, – то, “понятно, что под него какие-то нормативно-правовые акты придется переделать”, но в целом законодательная основа для этого уже подготовлена.

“Сама по себе процедура ПСО предусмотрена законом Украины, а меморандум с МВФ не может его перебить”, – отметил Кучеренко.

Тем не менее и без механизма поставки газа примерную его стоимость для населения и тепловой энергии все же можно подсчитать исходя из нынешних данных о себестоимости газодобычи. UBR.ua в этом помог глава департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Он отметил, что согласно данным УГД, ориентировочная себестоимость добычи украинского газа составляет 1400 грн за 1 тыс. куб.м. Продает ресурс компания НАК Нафтогазу по цене в 2800 грн за тот же объем, при этом закладывая в продажную стоимость траты на инвестиции в разведку.

Попенко указал, что после Нафтогаз продает ресурс с наценкой в 130% населению, а для предприятий ТКЭ – “на все 300%”.

“По законопроекту №4680 предусмотрена 30% рентабельность, что фактически устанавливает цену для потребителей в 3660 грн/1 тыс. куб.м с НДС. Для отопления это означает, что цена Гка составит не более 800-1000 грн”, – рассчитал Попенко.

Напомним, по нынешней модели ценообразования тарифы 2021 года на тепло в коммунальном предприятии Киевтеплоэнерго были утверждены на уровне в 1616 грн за 1 Гкал с учетом НДС.

Дополнительный налог или экономика Венесуэлы

Снижение стоимости газа через ограничение рентабельности госпредприятий может косвенным образом сказаться на доходах госбюджета. С одной стороны, Нафтогаз большую часть своей прибыли перечисляет в казну в виде дивидендов.

С другой же, погашение инвестиционных расходов на развитие новых и поддержание нынешнего уровня добычи на старых истощенных месторождениях может потребовать значительных государственных ресурсов, отметил UBR.ua директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group Роман Ницович.

Впоследствии ограничение прибыли поставит под вопрос и саму выгоду от потребления исключительно украинского газа, считает эксперт.

“Эра дешевого газа украинской добычи проходит. Не стоит ожидать, что даже с предложенным вариантом регулирования он будет супердешевым. Затраты на газодобычу повышаются и из-за истощенных месторождений, и из-за необходимости поиска газа на высоких глубинах и в сложных геологических условиях”, – говорит Ницович.

Он также указал, что энергоносители можно сделать дешевыми искусственно.

Однако это противоречащая рыночной экономическая модель характерна для экономических таких государств, как Турменистан, “где было бесплатное топливо, но не было доступу к образованию”, или Венесуэлы, “где дешевые энергоносители, но государство не может удовлетворить базовых потребностей граждан”.

Риск бюджетных недопоступлений признает и Алексей Кучеренко – однако указывает, что этот аргумент не может быть оправданием нынешних цен на газ, которые, по мнению депутата, фактически являются “дополнительным налогом для населения”.

“То, что могут быть какие-то вопросы к бюджетным поступлениям – ну, извините, давайте сформулируем: одно дело ценой газа облагать население дополнительным налогом, а совсем другое – увеличивать добычу и решать производственную задачу. Пока это налог, а не производственная задача”, – выразил мнение Кучеренко, напомнив о снижении показателей добычи газа УГД в последние годы.

В то же время Кучеренко отметил, что расходы бюджета при менее высоких ценах на газ могут автоматически снизиться, так как значительная часть субсидиантов утратит право на данный вид помощи.

По мнению же Роман Ницовича из DiXi Group, адресная поддержка населения в рамках субсидий и регулируемое ограничение цены газодобывающих предприятий не могут существовать одновременно из-за чрезмерного давления на казну.

Вместе с тем в отношении стоимости центрального отопления отдельные меры по снижению цены правительство может принять без необходимости вводить новый закон – достаточно просто пересмотреть нынешнюю формулу ценообразования газа, говорит Ницович.

“Хотя, впоследствии и ТКЭ должны перейти на рыночную модель и сами выбирать, у кого покупать газ. Возможно, это даже будет выгодней, чем нынешняя регулируемая цена. Но для газопоставщиков большой риск связываться с ТКЭ, которые, как правило, после отопительного сезона еще несколько месяцев погашают долги”, – говорит эксперт DiXi Group.

Алексей Кучеренко в свою очередь уверен, что применять “рыночные или формульные цены” к ТКЭ нельзя, что подтверждается их долгами перед Нафтогазом, превысившими 52 млрд грн.

Эксперты оказались солидарны только в том, что для достижения эффективности любых реформ необходимо сначала модернизировать украинскую сферу ЖКХ на уровне каждого многоквартирного дома.

По мнению Кучеренко, перевод ТКЭ на рыночные условия возможен только после наведения порядка “в многоквартирном доме, начиная с регулирования потребления, ответственности за неплатежи, учета”.

При этом, говорит Роман Ницович, наиболее действенным способом снижения цен в платежках является государственная поддержка мероприятий по энергоэффективности.

“Это реальная экономия на 20-30% в зависимости от мероприятий, доступных в конкретном доме. При этом она не потребует ручного регулирования цен или тарифов”, – подытожил Ницович.