Отопительный сезон: по карману ли тарифы потребителям

Согласно базовому правилу, отопительный сезон 2020 стартует после того, как в течение трех дней продержится среднесуточная температура не выше +8 градусов. Обычно это происходит в середине октября. Но в некоторых городах уже начали включать отопление. В Виннице уже официально объявлено начало отопительного сезона 2020 в учреждениях социальной сферы – тело дают по заявкам администрации садиков, школ и больниц. Готовы дать тепло и в столице.

«Сейчас мы уже видим, что погода становится не такой теплой, приближаемся к отопительному сезону 2020. И город заранее подготовился к его началу. Если будет необходимо, мы уже сегодня можем подавать тепло. На сегодня к включению отопления готовы 93% домов, которые обслуживают наши городские коммунальные предприятия», – сказал на прошлой неделе мэр Киева Виталий Кличко.

Однако, по его словам, могут возникнуть проблемы в ЖСК, ОСМД и в ведомственных домах, которые не обслуживает КП «Киевтеплоэнерго». Эти дома готовы принимать тепло только на 40%. Мэр призвал управляющие компании этого жилого сектора немедленно провести все нужные регламентные работы.

Между тем, «Нафтогаз» сообщает, что в этом году в газохранилищах накоплено 27,9 млрд куб. м газа. Это на 37% больше, чем было год назад, и – рекордное количество за последние 10 лет. Запасов топлива более чем достаточно для стабильного прохождения осенне-зимнего периода.

«Запасы угля на ТЭС и ТЭЦ – 3 млн тонн, что почти втрое больше, чем это предусмотрено в нормативных документах относительно гарантированного запаса, которым мы должны быть обеспечены. И запасы газа на сегодня составляют почти 28 млрд куб. м при утвержденных распоряжением правительства 17 млрд кубов, и для стабильного прохождения отопительного периода этого более чем достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно», – заявила и.о. министра энергетики Ольга Буславец во время посещения Южно-Украинской АЭС.

Она отметила, что для стабильного прохождения осенне-зимнего периода Минэнерго утвердило графики ремонта основного оборудования электростанций и электросетей, и призвала соблюдать эти графики.

Но оказывается, что даже с таким изобилием газа 56 городов могут остаться без тепла. В зону риска попали жители Кривого Рога, Василькова, Кропивницкого, Полтавы, Смелы, Одессы. Проблема в том, что 84 производителя тепла из всех 1316-ти накопили около 100 млрд грн задолженности перед «Нафтогазом», и не спешат урегулировать этот вопрос, заплатив хотя бы часть долга.

Откуда взялся долг в 100 млрд грн, если задолженность населения за тепло и горячую воду перед предприятиями теплокоммунэнерго – на уровне 20 млрд грн? Оказывается, значительная доля этой «вины» – в потерях тепла из-за изношенности сетей.

«Газ занимает львиную долю в тарифах на тепло, но, кроме того, достаточно емкая часть тарифа – потери в давно изношенных сетях. То что есть эти потери, в принципе плохо. Их не должно быть, но мы просто констатируем факт: их не устранили и они есть. Значит, кто-то их должен оплачивать. Есть несколько вариантов. Потери тепла можно заложить в тариф для населения, но пообещали его не повышать. Эти издержки могло бы взять на себя государство, но в казне на это нет денег. Государство может предложить покрыть потери местным властям. Но найдутся ли эти деньги на местах? Неизвестно».

Вопрос погашения этой задолженности – по сути, одна из ключевых проблем, которая может затормозить старт отопительного сезона 2020. На прошлой неделе в Министерстве общин и территорий (Минрегионе) состоялось онлайн-совещание по подготовке к отопительному сезону 2020. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов как раз и было погашение задолженности перед «Нафтогазом». Представители облгосадминистраций заверили, что принимаются все необходимые меры для своевременного начала отопительного сезона 2020. Скорее всего, все вопросы будут решены и тепло вовремя придет в дома украинцев. Ведь скоро выборы, а это веская причина для местных властей решить все проблемы.

Нет оснований для подорожания

Что будет с тарифами на тепло? По мнению министра общин и территорий Алексея Чернышова, высказанному в интервью «РБК-Украина», сейчас нет никаких оснований для повышения коммунальных тарифов. А субсидии в 2021-м их планируют уменьшить на 2,16 млрд грн по сравнению с текущим годом. Сумма для субсидирования будет уменьшена с 39 млрд грн до 37 млрд грн. И немного изменят правила начисления субсидий. В сумму общего дохода получателей внесут и субсидии за прошлый период. И расширят список лиц, доход которых учитываются при предоставлении субсидий семье, независимо от того, где сами они находятся: муж, жена, родные и усыновленные дети до 18 лет, дети, которые не состоят в браке и учатся на дневном стационаре в возрасте до 23 лет (их стипендии, даже если они учатся за границей, будут считать в общий семейный доход). Немного уменьшит субсидии и рост минимальной зарплаты. Кроме того, органы соцзащиты будут тщательнее проводить верификацию, сравнивая, соответствуют ли задекларированным реальные доходы и расходы семьи.

А сегодня Минрегион обратился к народным депутатам с просьбой как поскорее рассмотреть и принять ряд ключевых изменений в законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«Изменения, предусмотренные этими законопроектами, крайне необходимы для дальнейшей устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства. Минрегион неоднократно отмечал необходимость их принятия Верховной Радой Украины. Однако до сих пор решение не принято, что ставит под сомнение возможность функционирования предприятий отрасли, их бесперебойной работы, в частности, в отопительный период 2020/2021-го», – отмечает замминистра Наталья Хоцяновская.

Эти изменения связаны с введенным в 2017 году законом «О жилищно-коммунальных услугах». Закон определяет новую классификацию жилищно-коммунальных услуг, изменяет подходы к формированию тарифов на коммунальные услуги и т.д. Но чтобы все это осуществить на практике, необходимо принять ряд новых подзаконных актов. Закон, о принятии которого просит нардепов министерство, касается урегулирования путем реструктуризации проблем задолженности за потребленные энергоносители теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций, предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения; порядка погашения долгов потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение 5 лет; совершенствования механизма формирования тарифов на тепловую энергию и т.д.

Кстати, еще месяц назад член Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Людмила Буймистер заявила СМИ, что реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая проводилась несколько лет, по факту провалена. По мнению депутата, в основу ее был заложен рынок услуг, но он так и не появился, потому что есть очень много несовершенных механизмов, которые не дают этому рынку развиваться. Не определен статус некоторых активов, которые находятся внутри дома, и сетей, которые подходят к дому. Кто за них должен отвечать, и кто должен платить? Почему, например, жители многоквартирных домов должны платить за придомовую территорию, которая им не принадлежит? Все эти вопросы остались без решения, но хуже того, что они отражены в тарифах. Л. Буймистер обратила внимание на то, что 80% жалоб, которые поступают от населения народным депутатам, избранным по мажоритарным округам, касаются именно работы жилищно-коммунальной сферы.