Сергей Карташов о грамотных инвестициях и поиске «единорога»

Инвестирование — это довольно непредсказуемый процесс, сопряжённый с высокими рисками. Направляя средства в развитие стартапа, вкладчик должен помнить о том, что это ещё не успех. Есть вероятность, что даже интересная и жизнеспособная идея «не выстрелит».

По наблюдениям Сергея Карташова, партнёра IT-компании Roosh, большинству инвесторов удаётся вложиться удачно далеко не с первой попытки. Статистика, составленная аудиторской организацией PwC, показывает, что лишь один стартап из десяти оказывается успешным. Эта тенденция остаётся неизменной уже несколько лет.

Впрочем, это никак не замедляет развитие инвестиционного рынка — напротив, он переживает мощнейший подъем. Объемы венчурных вложений во всём мире выросли вдвое по сравнению с показателями десятилетней давности. К середине 2021 года цифра достигла 290 миллиардов долларов. Это говорит о том, что инвесторы заинтересованы в смелых инновационных проектах, которые, как они надеются, смогут добиться ожидаемого успеха.

Под «ожидаемым успехом» подразумевается получение престижного статуса «единорога». Именно так называют компании, которые за небольшой срок сумели дорасти до капитализации $1 миллиард и выше. На сегодняшний день их в мире около 900. Примечательно, что темпы появления таких бизнесов ускоряются: за прошедший год стартапов-миллиардеров стало на 300 больше.

Сергей Карташов отмечает, что в погоне за «единорогом» инвестору важно не наделать ошибок, которые приведут к огромным денежным потерям. Он убеждён, что выбор объекта финансирования — это долгий и ответственный процесс, который не терпит спешки и небрежности.

Очень часто неопытные вкладчики терпят неудачу из-за обыкновенного непонимания того, как устроен инвестиционный рынок и какие направления считаются трендовыми. Например, если в развитии проекта не участвуют крупные, авторитетные венчурные фонды, например Sequoia Capital и Andreessen Horowitz, или другие вкладчики, на счету которых сотни успешных сделок, есть смысл подумать, идти на риск или нет.

Также нужно убедиться, что продукт актуален для потребителя. В качестве примера Сергей Карташов привёл основателей Restream, которые в начале своей предпринимательской деятельности создали онлайн-сервис Tutorsband для трансляции обучающих вебинаров. Стартап сильно опередил своё время, но прожил всего четыре года, потратив около 500 тысяч долларов ангельских инвестиций.  

Ещё одна ошибка — неправильная оценка возможностей и экспертизы фаундеров, продолжает партнёр Roosh. От этого зависит то, насколько эффективно они смогут построить и капитализировать свой бизнес: сформировать чёткую стратегию развития, организовать команду, найти толковых специалистов по разработке, продвижению и масштабированию продукта и так далее.

Наконец, вкладчикам следует обратить внимание на юридическую грамотность команды, понять, сможет ли она решать правовые проблемы, от которых не застрахован ни один проект.

Чтобы проиллюстрировать проблему наглядно, Сергей Карташов рассказал о кризисе, с которым столкнулся многообещающий украинский стартап Titanovo, специализирующийся на проведении ДНК-тестов. Компания получила судебный иск за нарушение патентных условий, который полностью парализовал её деятельность и в итоге «потопил». Вместе с ней на дне оказались и инвесторы.

Подводя итоги, эксперт подчёркивает, насколько важно для инвесторов посвятить время скрупулёзному анализу бизнеса, в котором они планируют разместить свой капитал. Без внятной идеи, чёткой стратегии и подкованной во всех аспектах команды стартап вряд ли добьётся признания на рынке.

При этом инвестор и сам должен иметь необходимую экспертизу в той сфере деятельности, с которой он работает. Ведь суть венчурного инвестирования состоит не в том, чтобы просто выделить средства на реализацию проекта и ждать момента, когда он, наконец, превратится в «единорога». Инвестор — это лицо, которое, как и фаундер, заинтересовано в успехе компании, а добиться этого успеха можно только общими усилиями.