Мирослав Продан: Диалог бизнеса и власти нужен всем

В последние годы в Украине, как и в других странах, часто цитируют Ли Куан Ю, возглавившего экономический прорыв в Сингапуре. В свое время он говорил, что неправильное управление страной может привести к тому, что все умные люди просто покинут ее. Это касается как бизнеса, который выводит капитал в случае неблагоприятного инвестиционного климата. Так и потери государственного контроля, что приводит к “олигархизации экономики”.

Эксперт по налоговой и таможенной политике Мирослав Продан утверждает, что в странах, где функционирует либеральная экономическая система, государство выступает своеобразным арбитром. Такой диалог является самым важным среди всех форм социальной коммуникации.

Реалии лоббизма в Украине

По словам Мирослава Продана, в других государствах взаимодействие этих двух сторон проводится посредством создания различных советов при госучреждениях, проведения форумов и подобных мероприятий, привлечения бизнеса в рабочие группы по разработке новых правил игры. Но в Украине понятие лоббизма пока все еще является искаженным. Еще советские СМИ клеймили западный лоббизм позором, и это восприятие досталось нам в наследство. Теперь лоббизм ассоциируется у украинцев с таинственностью коммуникации между властями и бизнесом, скрытой повесткой дня, неправомерным разделом бюджета. Мирослав Продан утверждает, что в цивилизованном измерении ситуация обстоит совсем другим образом. Законопроекты или проекты нормативно-правовых актов можно продвигать вполне законными методами, например в помощью организации круглых столов, распространения буклетов. Так, Мирослав Продан приводит в пример 1996 год, когда в США развернулась информационная кампания вокруг поправок к иммиграционному законодательству США. Это могло навредить сотрудникам компании Microsoft, но ее лоббисты смогли заблокировать нововведения, сформировав общественное мнение на основе определенных истин: толерантности и солидарности.

Мирослав Продан утверждает, что крупные технологические американские компании тратят огромные деньги на лоббирование. Среди них и Google, которая в 2018 году внесла более 21 млн долларов. Важно понимать, что лоббисты в США ведут регламентированную и легализованную деятельность, платят налоги. По словам Продана, Украина должна воспользоваться лучшими мировыми практиками и создать собственную стратегию для налаживания диалога между властями и частным сектором.