На сегодняшний день посредством портовых терминалов экспортируется более 90% всех насыпных сельскохозяйственных грузов.
Непосредственно в Украине к 2025 году, согласно прогнозам и расчетам, производство зерновых и масличных культур может достичь небывалых цифр, а именно – 80 млн.т зерновых культур и 16 млн.т масличных. Естественно все игроки АПК заинтересованы в достаточной пропускной способности портовых терминалов, слаженности и высокой эффективности работы линейных элеваторов, транспорта, особенно в летний и осенний период года, когда полученный урожай отправляется на экспорт. В инфраструктуре терминалов, как правило, три основных сегмента: система хранения, транспортная система и портовые мощности. Соответственно, каждый из сегментов, вкупе с факторами внутренних перевалок и логистической составляющей, так или иначе, влияет на портовые цены.
Внедрение в строй совершенно новых мощностей как в Черноморске, так и Николаеве, предоставило для трейдеров и экспортеров широкие альтернативы при определении перевалочного терминала. Данные факторы упредили экспортные темпы и внесли свои коррективы на рынке, вследствие чего портовые цены резко устремились вниз. Стоимость услуг, исходя из акватории, в среднем опустилась на 3-5 $/т, но исходя из меняющихся аналитических прогнозов, перевалка окажется дешевле на 1-2 $/т. Сегодня стоимость перевалки – на уровне 12 $/т.
Мировые показатели
Несмотря на снижение ставок в Украине на перевалку зерновых, они, все же, несколько выше, чем в ЧР и в Европе. В ноябре на рынке FOB подтянулась заметно в цене французская пшеница, в то же время отмечается снижение на российское зерно. Портовые цены на ячмень французский показали снижение, в то же время поднялись на ячмень российский – на 2 $.
В портах США отмечается изменение динамики пшеницы на базисе FOB, беря во внимание при этом категории зерновой и процентного состава в ней протеина. На стабильных показателях осталась пшеница HRW (протеина11%) – 200 $/т, портовые цены на высокопротеиновую (14%) – упали на 6 $/т, с 298 до 292 $.
Пшеница SRW мягких сортов на базисе FOB непосредственно из портов в США в период с 27.10 по 01.12 ослабила свои позиции на 3 $/т, с показателя 190 до 187 $. В порту Руан французская пшеница за тот же отрезок времени поднялась на 2 $/т, с показателя 191 до 193 $.
Касательно кукурузы, то в портах США – цены на культуру упали на 1,1 $/т, с 158,5 до 157,4 $. Выросли портовые цены на сою, как аргентинскую (с 372 до 376 $/т), так и американскую на базисе FOB (с 375 до 381 $/т).
Ячмень же, наоборот, показал динамику снижения на 1 $/т, с 185 до 184 $. (более детально о цена на ячмень https://tripoli.land/yachmen)
На угнетение мировых портовых цен сказалась переоценка производства канадской пшеницы в 2017 году, оказавшейся по факту лучше предварительных прогнозов.
Цены зернобобовых по итоговым результатам торгов с 04.12 по 08.12 показали тенденцию к снижению по причине довольно слабого экспорта из США, явного пессимизма касательно высокого профицита, наблюдаемого на рынке и устойчивого доллара. К тому же, недавно прошедшие тендеры показали полное отсутствие желания импортеров далее повышать ставки, к примеру, пшеницу по 209 – 210,5 $/т приобретал Алжир, на уровне 240 $/т – Эфиопия, Бангладеш рассматривал предложение по 245 $/т, непосредственно фуражную кукурузу по 183,97 – 186,82 $/т – приобрела Турция.
Цены спотовые украинской пшеницы, согласно информации Bloomberg, выросли до 190,5 $/т (+$0,5), кукурузы – подтянулись до отметки в 165 $/т (+$1,0).
Дальнейший прогноз экспорта зерновых и, в целом, а также цены на зерно в Украине весьма привлекательный, поскольку представленные на сегодня ставки обещают достаточный запас маржинальности компаниям, оперирующих терминалами, а новые рентабельные проекты способствуют нормализации показателей.