Стоит ли покупать машину б/у

Наличие определенной суммы – это первый фактор, который повлияет на все последующие шаги и итог, какой будет Ваша машина. У каждого автомобиля есть две цены: первую Вы платите при покупке. Она состоит из собственно стоимости транспортного средства и затрат на регистрацию (обязательно нужно помнить о том, что это может быть немалая сумма, несколько тысяч гривен; эта сумма зависит от рыночной стоимости машины, которую выставляет ее оценки экспертом, объема двигателя и т.д., ее рассчитывают в МРЕО по каким-то непонятным космическим формулам для каждого случая индивидуально, и если повезет, то с учетом уменьшительных коэффициентов «по блату»). Вторая цена – та, которую приходится платить все время, пока Вы владеете и пользуетесь автомобилем. В нее входит: топливо, амортизация, страховка, транспортный налог (или акциз по-новому), непредвиденные расходы на случайные поломки или ДТП и удешевление машины со временем. В зависимости от пожеланий будущего хозяина, возможно, стоит внести статью «на доводку» – установку мультимедиа, акустики, модных нынче видеорегистраторов, радар-детектора, покупку «сменной обуви» – зимней или летней резины, легкосплавных дисков, или даже тюнинг.
Выберите подходящие модели.

Каждый школьник однозначно ответит, какой автомобиль лучший в мире. Раньше и Вы точно знали, что «это самая лучшая покупка, ведь она практична, динамична, вместительна, экономична, стильная (ненужное зачеркнуть)». За месяц до покупки Вы еще более-менее точно знали, какой автомобиль самый лучший, но появились сомнения, после похода на автобазар.

Здесь все состоит из сплошных противоположностей и постоянного поиска компромисса, изредка приправленного криками здравого смысла, перебиваемых голосом частицы сатаны, присутствующего в каждом водителе – именно он нам говорит «прижми этого козла к обочине, выйди и разберись с ним!». И как ни странно, этот голос мы слышим лучше, чем голос рассудка, который шепчет «не делай этого, мы давно уже вышли из пещерного века…».

Спросите себя, если это будет Ваш первый автомобиль, зачем он? Что Вы будете делать на нем – работать или развлекаться? Как часто и куда ездить? Сколько человек в Вашей семье (или сколько друзей я возьму на пикник)? Вообще, посоветовать что-либо конкретное очень трудно – вкусов и предпочтений миллионы. Так же миллионы машин и людей. Они все похожие и разные одновременно.

Хорошая вещь – Сеть. В ней есть полезные ресурсы, на которых автовладельцы в интимной обстановке, как на исповеди, оставляют свои отзывы об автомобилях. Этого они не могут сделать нигде, кроме Сети. Как бы не доставала машина, никто вслух в жизни не признается, что «это постукивание сводит с ума», наоборот, даже водитель самой раздолбанной «газели» будет доказывать что его «газель всем газелям газель». А вот на форуме могут все, прикрывшись трудночитаемым никнеймом. Отзывы дают возможность оценить ситуацию, основанную на опыте владельцев. Но! Есть и другая сторона медали – если с автомобилем все в порядке, и он не доставляет хлопот, просто хорошо ездит – о нем забывают, принимая такой порядок вещей как обыденный. Это как здоровье, все о нем говорят, только когда болеют. Потому, излить душу в Интернет приходят в большинстве те, у кого на той душе изрядно накопилось. Читать отзывы нужно, но фильтруя информацию. Если, скажем, большинство об одной и той же модели пишут, что «стучит задняя подвеска» – значит, скорее всего, она действительно стучит. Если на всех форумах модели «Х» самая обсуждаемая тема «как лечится скрип спереди» – будьте готовы, что и у Вашей модели «Х» тоже будет скрипеть, и трудно лечится. Проблемы бывают у всех автомобилей, но не стоит их бояться. Подбирайте для себя из тех, где «скрипит» и «стучит» меньше, чем у других. Удобная вещь – рейтинги надежности, они довольно точно указывают, чего стоит ожидать от конкретного произведения инженерной мысли через несколько лет эксплуатации. Если делать прикидку на повторную продажу – рассматривайте популярные марки (те, которых больше всех среди объявлений о продаже, например). Никого не хочу обидеть, но старайтесь избегать экзотических машин, и тех, которые выпускают страны с хорошей кухней например, или с чудесными курортами, или танцами, или же из того места, которое некоторые называют поднебесной. Размеры в дюймах и спидометр в милях обещают трудности с обслуживанием. Лучше не гнаться за оригинальностью, и выбирать что-то от тех, кто подарил миру пиво с колбасками и порно, или же оттуда, где многие считают, восходит солнце. На счет тех, которые предпочитают изделия на четырех колесах из того места, которое само в том месте – скорее всего, это будет коктейль из желания сэкономить, некоторого экстрима и нулевой заботе о собственном имидже.

Правило, которым самому никак не удалось воспользоваться, наверное, по причине слишком плохой слышимости шепота здравого рассудка, – «всегда нужно покупать более новый автомобиль за те же деньги, нежели старее, но больший и лучшей комплектации».

Удачным выбором всегда остается машина, у которой до 100 тысяч пробега, возраст, в котором еще действительна гарантия, она не использовалась как служебная или как коммерческое транспортное средство, была куплена у официального дилера, при ней все сопутствующие документы и только один, реально первый хозяин.

Изучите предложения.

Пора в Сеть, заходим на AUTO.ria, и начинаем поиски. Смотрим картинки, читаем восклицания после слов «супер-пупер», начинаем заносить наиболее интересное в блокнот. Формируем представление о цене того, что нам будет помогать перемещаться в пространстве следующих пару лет (у кого как). Смотрим цены в автосалонах, если выбираем машину до 5-ти лет. Не спеша определяемся. Теперь мы точно знаем, что и сколько, с учетом возраста, типа двигателя, КПП, комплектации, состояния и так далее должно стоить. Смотрим цены на машины старше той, которую собираемся купить – это для того, чтобы прикинуть за сколько ее можно будет потом продать. Откидываем некоторую часть на возможный торг, сравниваем с тем, что было ранее заложено в бюджет на покупку и переходим к следующим этапам.

Отбросьте лишнее.

В «топку» отправьте объявления, где заниженная цена – это или мошенники, которым срочно нужен будет «хоть небольшой залог», или перекупщики, которые засоряют сеть несуществующими предложениями, чтобы сбивать цены. Такое объявление имеет несколько тысяч просмотров, запрещено к комментированию, а если дописывать можно, то там пишут «что телефон не отвечает», «перезвоните мне 067…», и тому подобное. Также игнорируйте тех, кто слишком дорого ценит свою «ласточку» – таким фанатикам нужно время, как вину, чтобы созреть и понять, за сколько действительно они смогут продать свою «самую лучшую машину». Объявления без фото или где очевидно чужие снимки, или тем более, если сборка картинок разных машин – например: машина снаружи серая, а на фото салона видны красные стойки – лучше такое пропустить. Возможно, там действительно есть машина, и может даже неплохая, но как Вы можете быть уверенны в этом, если продавец вызывает подозрения с самого начала. Некоторые термины, присутствующие при очень «интересных» ценах: «только по доверенности», «кузов Б/Н (безномерной)», «проблемные документы» – это значит, что автомобиль невозможно снять с учета и оформить право собственности, с ним будет трудно или невозможно выехать за границу, да и перемещение в пределах Украины обещает сюрпризы. Это предложение для тех, кто сам хорошо знает (и может), что-то сделать с такой машиной. Сами собой отпадут предложения, где нет контактного телефона, и взамен просят писать на почту или в комментариях. Если человек прячется, ничего не продав, что будет дальше?

Звоним.

По всем вопросам лучше всего сразу звонить, а не писать на электронную почту или оставлять комментарий «сколько кушает бензина на сотню?». Возможно авто уже продано или за него получен залог. Бывает, указан неправильный номер или несуществующий. Разговор позволяет сразу прояснить многое, и принять решение о целесообразности встречи для осмотра машины. Спрашивайте все и не рассчитывайте на особую честность – в большинстве ответы будут типа «все в шоколаде», но среди всего должна найтись и доля правды. Не забудьте спросить о документах – машина «на доверенности» или Вы разговариваете с юридическим хозяином, держателем «техпаспорта». Доверенность, во-первых, не вечная, во-вторых, передоверять можно ограниченное число раз, и то не дальше срока, указанного в первом документе от хозяина, да и хозяином перед законом всегда остается тот, чья фамилия в свидетельстве о регистрации. Если диалог протекает нормально, продавец не против осмотра авто на СТО или у частного мастера, документы вроде в порядке, договаривайтесь о встрече.
Встречаемся и осматриваем.

Для осмотра автомобиля лучше выбрать ясный день с сухой погодой. Дождь будет мешать нормальному осмотру, а позднее, после мойки, из-под грязи которой была укрыта машина, могут вылезти «боевые шрамы». Возьмите с собой фотоаппарат, достаточно будет также фотокамеры в телефоне. Спросите разрешения на съемку, и фотографируйте все, что видите – вид снаружи, все 4 колеса, стекла, бирки, салон, магнитофон и т.д. Это будет стимулировать продавца к тому, чтобы в день, когда Вы решите купить его машину, на ней стояли те же колеса, не появилось новых дефектов кузова и остекления, вместо показанного при первой встрече видеоцентра не торчал старый «блаупункт». Фотографии будут доказательством того, что Вы утвердили цену автомобиля в таком состоянии, которое было продемонстрировано продавцом, и если оно изменилось в худшую сторону, Вы вправе потребовать возвращения залога, если такой был Вами дан, причем в двойном размере.