Зачем балансировать колеса и как это делается

Балансировка колес — одна из самых востребованных услуг на автосервисе. Ее заказывают независимо от сезона и вида транспортного средства. На станциях техобслуживания можно увидеть стенды развала-схождения для грузовых автомобилей и балансировочные станки для машин любой грузоподъемности, и это оборудование никогда не простаивает. В статье мы постараемся разобраться, на что влияет балансировка колес и почему эту процедуру следует выполнять регулярно.

Из-за чего нарушается балансировка колес

Идеально отбалансированное колесо при вращении не создает биения, так как все точки его поверхностей равноудалены от центра и вес распределяется равномерно. Но есть ситуации, при которых этот баланс нарушается. К ним относятся:

  1. неравномерный износ протектора;
  2. механическое повреждение и деформация диска;
  3. образование грыж и других дефектов на шинах.

Также эффект дисбаланса могут вызывать гравий и камни, которые застревают в ламелях протектора.

Почему нельзя ездить на неотбалансированных колесах

Неправильное распределение веса колеса приводит к таким неприятным последствиям:

  1. Во время движения автомобиля водитель и пассажиры ощущают неприятную вибрацию и гул, интенсивность которых повышается по мере увеличения скорости.
  2. Из-за разбалансированного колеса возрастает нагрузка на рулевое управление, водитель во время движения ощущает биение руля.
  3. При движении на скорости транспортное средство становится менее управляемым, снижается сцепление колес с дорожным покрытием.

Разбалансировка снижает уровень комфорта во время движения на автомобиле, повышает риск потери управления и возникновения аварийной ситуации.

Как балансируют колеса

На первом этапе колесо демонтируют и устанавливают на специальный стенд. Затем на его поверхностях фиксируют датчики, а затем раскручивают. Контроллеры определяют, насколько равномерно распределяется масса диска. На основании полученных данных мастера решают, каким образом регулировать баланс. Для восстановления применяются специальные грузики, которые компенсируют погрешности в распределении массы. Эти элементы могут быть изготовлены из свинца или цинка, а их масса составляет до 100 г. По способу крепления различают такие виды грузов:

  1. Набивные. Эти изделия используют преимущественно для корректировки баланса штампованных дисков. Грузики фиксируют на внутренней или наружной кромке диска.
  2. Клеящиеся. Элементы этого типа применяются для балансировки литых и кованых дисков. Они приклеиваются на поверхность колеса с внутренней стороны. С точки зрения эксплуатации клеящиеся грузики менее надежные. Они могут отклеиваться под воздействием внешних факторов — и тогда процедуру их установки приходится проводить заново.

При обнаружении первых признаков разбалансировки колес водителю необходимо как можно быстрее посетить шиномонтажную мастерскую. Помимо проблем с управляемостью и устойчивостью транспортного средства, езда на колесах с неправильно распределенной массой негативно влияет на состояние элементов ходовой системы и подвески. Поэтому лучше своевременно отбалансировать колесо, чем рисковать собственной безопасностью или тратить деньги на замену дорогостоящих стоек или подшипников.