Первый транспорт в мире, паровая телега Кюньо
Автомобильный салон, особенно международный – это не просто выставка-продажа машин и аксессуаров к ним и не просто место, где производители впервые выставляют на суд взыскательной публики новые модели и модификации своей продукции. Автосалон – это, прежде всего, праздник Автомобиля (именно так, с большой буквы!) и его почитателей, поэтому вполне естественно, что организаторы подобных мероприятий не жалеют ни времени, ни сил для того, чтобы развлечь посетителей, устраивая всевозможные лотереи, викторины, распродажи книг, сувениров и т. п.
Кроме того, по давней и, надо сказать, очень хорошей традиции, обязательной частью каждого уважающего себя автосалона является выставка старинных машин – напоминание о былых временах, вызывающее легкую ностальгию и в то же время позволяющее судить о том, насколько далеко ушел вперед технический прогресс. Самый свежий пример – только что завершившееся автошоу в Женеве. Свет софитов, шум многотысячной толпы, мелькание лиц и блеск полированных поверхностей машин, таких похожих и таких разных – от всего этого в конце концов устаешь, тем более, что, пока обойдешь все три огромных павильона выставочного комплекса «Палэкспо», протопаешь не один километр.
И вдруг, секундочку, а что это за вывеска – «АХА Fascination cars»? Входим в небольшой, уютный зал, и от восхищения аж дух захватывает: кажется, здесь присутствует сама История. Прямо посредине, за аккуратной оградкой, стоит огромная и великолепная в своей неуклюжести паровая телега Кюньо, построенная в 1771 г. и считающаяся первым в мире самодвижущимся транспортным средством. Такая телега была очень жёсткая. Как свидетельствуют хроники, в конце 60-х годов XVIII века скромный военный инженер Николя Жозеф Кюньо сумел убедить свое начальство в возможности постройки тягача для пушек на паровой тяге. Он-де не будет нуждаться ни в овсе, ни в траве и не будет шарахаться от звука выстрелов.
Идея показалась заманчивой, на ее реализацию выделили средства и 23 октября 1769 г. странноватого вида сооружение на трех колесах, впереди которого красовался необъятных размеров паровой котел, совершило свой первый «выход в свет». Скрипя и пыхтя, повозка преодолела целый километр, на что потребовался час времени, тем самым доказав свою жизнеспособность. Окрыленного успехом изобретателя премировали средствами на продолжение изысканий, и через два года свет увидел второй, усовершенствованный экземпляр, сохранившийся до наших дней. Дальнейших изысканий не последовало, поскольку даже в улучшенном виде паровая телега Кюньо имела гораздо больше недостатков, чем преимуществ.