Каким получился девятый эпизод «Звездных войн»

В конце 1970-х мир впервые увидел желтые буквы, уплывающие вдаль на фоне звездного неба под знаменитые фанфары. Джордж Лукас создал удивительный мир, в который с детским восторгом собрал все то, что любит: ковбоев, самураев, космос и многое другое, из чего и родились «Звездные войны» — одна из самых успешных медиафраншиз в мире. 42 года спустя в основной саге числятся уже девять фильмов, первые шесть из которых сделаны под присмотром Лукаса, а последние три — под новым началом.

Финальная трилогия появилась после перехода прав к Disney: у Лукаса были определенные планы насчет продолжения, но все они пошли на свалку времен вместе с расширенной вселенной (комиксы, книги, мультсериалы и игры под эгидой Star Wars Legends), а пришедшему Джей Джей Абрамсу дали карт-бланш. Вместо того, чтобы делать, собственно, что-то новое, он зашел с козырей и «Пробуждение силы» сработало как своего рода ремейк самого первого фильма, «Новой надежды». Разве что насыщенный современными трендами.

Спустя два года вышли «Последние джедаи» — фильм Райана Джонсона, принятый крайне неоднозначно. После фан-сервисного «Пробуждения силы» новый режиссер предложил совершенно другой подход, и показал героев слабыми и смертными. Они ошибаются, принимают не лучшие решения и учатся отвечать за собственные ошибки. Джонсон сделал все по-своему, за что пришлось расплачиваться гневом консервативных фанатов. Еще бы: на место отработанных приемов пришли неожиданные твисты, а джедаи перестали быть гарантом добродетели. Мало того: главная героиня Рей оказалась простым человеком без выдающейся родословной. И это сага Скайуокеров, где все противники приходятся друг другу родственниками?

«К счастью», на помощь вновь пришел Джей Джей Абрамс с обещанием завершить начатое, ответить на все вопросы и сделать так, чтобы все остались довольны. Сдержал ли он свои обещания? Пожалуй, да, но ничего хорошего в этом нет.

Традиционные вступительные титры открываются фразой «Мертвые заговорили!», и о чем именно идет речь понятно становится после просмотра любого промо-ролика: Палпатин, закулисный интриган из приквелов и главный антагонист оригинальной трилогии, действительно возвращается. Тайны из этого никто даже не пытается сделать, и знаменитого императора показывают буквально через пару минут после начала. К слову, он не будет единственным мертвецом, который «неожиданно» вернется в финале — все же, как и обещано, нужно заканчивать все три трилогии разом и расставлять все необязательные точки над многочисленными умляутами.

Пожалуй, главная проблема «Скайуокер. Восход» в том, что это скорее самостоятельный фильм, чем часть трилогии. Увы, этим страдают все три картины: да, герои худо-бедно связывают белыми тонкими нитками повествование воедино, но цельной структуры не выходит. Развитие, полученное в одном фильме, забывается в другом как ненужное — к примеру, лучший пилот Повстанцев По Дэмерон (Оскар Айзек) ведет себя крайне неразумно в восьмом эпизоде, но в девятом об этом попросту забывают. Нет, образцом здравого ума он, конечно, не становится, но человеку, погубившему основной флот, выказывают слишком уж большое доверие.

К этому добавляется извечная проблема ретконов: знакомые герои получают неожиданные предыстории, старые персонажи вводятся задним числом. При этом удивительным образом сюжет не предлагает ровным счетом ни одной свежей идеи, а обыгрывается все: от обучения Люка на планете Дагоба и заканчивая легендарным твистом с кровными связями из пятого эпизода. Джей Джей вновь работает на том же поле, что и в седьмом эпизоде, изо всех сил вставляя максимальное количество фансервиса: герои, сцены, намеки и символы идут сплошным потоком. Доходит до абсурда: в какой-то момент Абрамс копирует собственный седьмой эпизод, переснимая отдельные сцены под новым соусом.

В попытках закрыть все сюжетные линии двух довольно разных фильмов (а также продолжить не нуждающуюся в продолжении оригинальную трилогию) за отведенный хронометраж Абрамс вынужденно идет на жертвы, и страдают чаще всего диалоги. Зато с экшеном проблем не будет: с первых же сцен герои каскадом гиперпрыжков попадают из одних передряг в другие. Космические баталии перетекают в бои на мечах, бешеные погони — в сражения верхом на инопланетных зубастых лошадях. Смотреть здесь есть на что, а вот думать особо не над чем.

Симпатичная картинка с изобилием компьютерной графики несколько скрадывает сценарную беспомощность, но полностью излечить от нее это кино не может. В глаза бросается в том числе и полное игнорирование отдельных важных веток. Совсем смешно становится, когда сам Абрамс вводит новые сюжетные линии и сам же их заводит в тупик: герои появляются ровно для того, чтобы раскрыть других персонажей, а отдельные элементы работают просто ради визуала и по сути не несут никакого смысла.

Третья часть новой трилогии вновь стоит особняком: вроде бы продолжение, а вроде отдельный фильм, связанный разве что с ностальгическими чувствами фанатов. В этом плане хочется верить, что судьба Палпатина повторится и в реальной жизни: шамкающий возрожденный старик будет повержен (серьезно, это даже спойлером не назвать) и даст дорогу молодым и дерзким. Хотя если его воскресили один раз, что помешает сделать это снова?