Что посмотреть в Санкт-Петербурге бывалому туристу

История Санкт-Петербурга непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.

С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего  города не что иное, как дамбы. Но этот комплекс защитных сооружений был не достаточным для решения проблемы затопления.

Во времена правления  Екатерины II , было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно,  и я так думала.

Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.

Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см  выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.

После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину  25,4 км. На дамбе построено  6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.

При строительстве автомобильного тоннеля, который идет под Финский залив, есть ряд особенностей которые отличают дамбу. Основанием для тоннеля является не грунт, а мощная плита ростверка, которая, в  свою очередь, опирается на сваи. Надземная часть конструкции 717-метровой южной части тоннеля представляет собой секционную структуру.  В контракт входят 9 рамповых, 2 портальных и 9 тоннельных секций, соединенных между собой деформационными швами, которые располагаются через каждые 30-40 метров. Деформационный шов представляет собой сэндвич-панель, состоящую из двух асбоцементных листов, между которыми находится пенопласт. Затем этот сэндвич дополняется специальной резинкой и гидроизоляционным материалом.