Советские мастера пера любили поговаривать, что нефть – кровь войны. Украина уже третий год сопротивляется российской агрессии, но продолжает заправлять автомобили топливом, произведенным из российской нефти. Украина производит самостоятельно всего лишь одну пятую потребляемых нефтепродуктов, а основной поток топлива идет из Беларуси, которая “сидит” на российской нефтяной трубе.
Хотя Александр Лукашенко на словах дружественно настроен по отношению к Украине, но поставки в Украину топлива, произведенной из российской нефти, могут стать той ниточкой, за которую Кремль захочет подергать невзирая на дружественного нам “батьку”. Тем более, что прецеденты уже были – в сентябре прошлого года Россия остановила поставки дизельного топлива в Украину – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю просто обнулила большинство разрешений, выданных экспортерам дизеля. Понятное дело, что такая ситуация не устраивает Украину и попытки диверсифицировать поставки нефти в страну предпринимались неоднократно, но окончательно эта проблема так и не была решена.
Зависимость от российской нефти не устраивает и самих белорусов – с прошлого года Кремль и Минск не могут договориться о поставках сырья на белорусские НПЗ. Из-за долга за газ Москва пугает ограничениями поставок нефти – в первом квартале она планирует сократить экспорт нефти в Беларусь с ранее запланированных 4,5 млн. тонн до 4 млн. тонн. Поэтому Лукашенко периодически задумывается о том, чтобы принимать на переработку не только российскую нефть. Беларусь уже закупала нефть в Венесуэле, а в октябре прошлого года Минск купила в Азербайджане 85 тыс. тонн нефти. В обоих случаях нефть транспортировалась через Украину. Рассматривается Беларусь варианты поставки нефти и из Ирана.
Интерес к азербайджанской нефти проснулся также у наших западных соседей, поляков. В частности энергетический портал Energetyka24 писал о том, что интерес к поставкам азербайджанской нефти на польские заводы появился у крупного польского нефтепереработчика группы Lotos. Интерес со стороны Польши создает предпосылки для реанимации Евроазиатского нефтетранспортного коридора: “Баку-Тбилисси-Поти-Одесса-Броды-Адамово-Плоцк-Гданьск”.
В начале 2000-х России удалось противостоять реализации проекта нефтетранспортного коридора, развязав отчаянную пропагандистскую кампанию и рассказывая о его экономической нецелесообразности. Однако теперь у заинтересованных сторон появилась возможность переиграть, казалось уже законченную игру. Во всяком случае, вопрос безопасности и экономический прагматизм после российской агрессии на Донбассе и в Крыму для Украины, Беларуси и Польши звучат несколько по иному.
Евроазиатский нефтетранспортный коридор. Источник: energetyka24.com
Первая бочка
Из всего нефтетранспортного коридора на сегодня остается недостроенным лишь участок между украинскими Бродами и польской Адамовой Заставой. Украина и Польша пытаются построить его уже много лет, но пока безуспешно. Однако теперь в реализации проекта могут помочь европейцы – в октябре прошлого года Совет министров Энергетического сообщества внес проект строительства нефтепровода «Броды-Адамова Застава» в перечень «проектов совместного интереса». Это означает, что Европейский Союз может частично профинансировать строительство трубы за счет собственных средств.
Украина может стать первой из вышеперечисленной тройки стран, которая начнет уходить от зависимости от российской нефти. Компания “Укртатнафта”, управляющая единственным работающим в стране Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, сообщила, что готовится перерабатывать нефть из Азербайджана.
“Это очень хорошая новость, потому что нефть сорта Azeri Light позволяет проводить глубокую переработку и получать высокое качество нефтепродуктов”, – оценил новость директор консалтинговой компании ExPro Геннадий Кобаль. Он пояснил, что в нефти Azeri Light очень низкое содержание серы – около 0,15%, и это дает возможность без проблем выпускать топливо стандарта Евро-5.
Контракт на поставку нефти заключен между государственной компаний SOCAR и “Укртатнафтой”, в которой государству в лице “Нафтогаз Украины” принадлежит 43,05% акций, а еще по 28% контролируют структуры группы “Приват” и бизнесмена Александра Ярославского.
По подсчетам Геннадия Кобаля, чтобы обеспечить поставку 1,3 млн тонн нефти, достаточно, чтобы в Одессу ежемесячно приходило 2 танкера с 80 тыс. тонн сырья каждый, и это не так уж много с точки зрения логистики. Дальнейшая транспортировка из Одессы в Кременчуг будет проводиться по нефтепроводу – сейчас из него вытесняется нефть марки Urals.
Предварительная подготовка к приему азербайджанской нефти была проведена еще в прошлом году – тарифы на ее прокачку из Одессы в Кременчуг были снижены на 6,3%, и транспортировка обойдется в 107,9 гривни за тонну. Это очень дешево, если сравнить с транспортировкой по железной дороге – 260 гривен за тонну, или 300 гривен за тонну после повышения железнодорожных тарифов.
Фото: Одесский порт
По неофициальным данным, “Укртатнафта” и “Укртранснафта”, управляющая нефтепроводами, подписали договор о транспортировке нефти, согласно которому “Укртатнафта” обязалась загрузить трубопровод нефтью в объеме не менее 1,3 млн. тонн , а в случае, если запланированный объем загрузки не будет соблюден, то компания компенсирует “Укртранснафте” все затраты. “Все это вместе выглядит не как разовая поставка нефти на переработку, а серьезный долгосрочный контракт”, – считает Геннадий Кобаль.
Лучше заправимся своим
Поставки азербайджанской нефти могут стать первым серьезным и крупным проектом по импорту и переработке нефти в Украине. Российская нефть уже несколько лет не поступает на украинские НПЗ, в результате чего из шести предприятий работает только один завод, который перерабатывает нефть украинской добычи. Импорт нефти из Азербайджана тем более кстати на фоне постоянно сокращающейся собственная добычи в Украине: в 2015 году добыча нефти снизилась на 10%, и такая же негативная динамика была в прошлом году. В этом году падение добычи может составить даже 15%. Украинской нефти недостаточно для обеспечения себя топливом – сейчас в Украине добывает всего лишь около 1,5 млн. тонн в год.
Поэтому поставки азербайджанской нефти в Украину будут расти – в следующем году ожидается поставка уже 1,9 млн. тонн нефти. Кременчугский НПЗ без проблем справится с возросшим объемом – его проектная мощность позволяет перерабатывать свыше 18 млн. тонн нефти в год и теоретически только одно это предприятие может полностью закрыть потребность Украины в нефтепродуктах. Для сравнения – в год Украина потребляет около 2 млн. тонн бензина и 4 млн. тонн дизельного топлива.
По материалам: dsnews.ua