Треть украинцев не выйдет на пенсию в 60 лет, почему?

А как это понимать? Ведь 170 млрд. гривен – это можно назвать дефицитом, можно дотацией, но сегодня все эти огромные средства предусмотрены в госбюджете-2019, и именно государственный бюджет Украины должен полностью покрыть этот дефицит Пенсионного фонда.

Значит, политики не шутят, отмечая, что у нас в стране в этом 2019 году до 30% украинцев не выйдут на заслуженный отдых в 60 лет, пишет в блоге Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украины.

Дескать, из-за нехватки стажа им придется работать до 63 и 65 лет. И уже не за горами, а точнее в 2028 году таких украинцев будет около 45%.

Думаю, и молодые украинские либертарианцы, пришедшие к власти, не будут решать пенсионные проблемы, они их только отодвинут на более поздний период. И хуже всего то, что мы до сих пор находимся на начальном этапе развития негосударственного пенсионного обеспечения, когда очень важны элементы творчества и профессиональной смелости. Однако, Кабмин В.Гройсмана так и не решился внедрить с 1 января этого 2019 года второй накопительный уровень нашей пенсионной системы. С одной стороны, такое тяжелое положение порождает обилие самых разнообразных форм и конструкций для решения проблем в организации пенсионного обеспечения (не всегда удачных, не всегда корректных как с юридической, так и с логической точек зрения, например, ПФУ получил от растаможивания «евроблях» 13,6 млрд. гривен).

Но с другой, только накопление реальных, а не теоретических прецедентов может стимулировать дальнейшую работу центральных госорганов, связанную с подготовкой пенсионных программ и схем. Ну, а выведение чиновниками и экспертами сравнительных характеристик разрабатываемых пенсионных стратегий дает возможность учитывать следующие составляющие:

– социальные;

– производственно-трудовые и коллективные отношения;

– финансово-экономические и технологические;

– правовые;

– разделения рисков.

Не последнюю роль в этой работе играют здравый смысл и интуиция. Простор для творчества в солидарно-распределительной системе и в области негосударственного пенсионного обеспечения просто огромен, особенно у нас в Украине, где только формируются цивилизованные отношения между работодателями и наемными работниками, где еще не успела накопиться необходимая статистика по пенсионным фондам для проведения сравнительного анализа. И в этой ситуации, как ни парадоксальным это может показаться, в довольно сложном положении оказываются те граждане, у кого личные сбережения еще каким-то чудом сохранились после недавнего банкопада.

Если бы я лично отвечал на вопрос «Что им делать в настоящее время со своими накоплениями?», то посоветовал бы следующее. Прежде всего, если вы хотите сберечь и сохранить оставшиеся свободные средства, то не думаю, что у вас теперь должны быть гривны в принципе, так как до сих пор у власти Премьер-министр В.Гройсман и глава Нацбанка Я.Смолий. Пока они будут у власти, для финансово состоятельных людей такой валюты, как гривна, чтобы что-то там сберегать на перспективу – не может существовать (лучше купить в соответствующих пропорциях доллары США и евро, а также облигации внутреннего госзайма). Правда, если вы валютный спекулянт и хотите поиграть на рынке – это другое дело, но для сбережений – это не валюта.

И так уже сложилось, что уходящая власть очень сильно нагрузила национальную экономику различными долгами, доведя ее до преддефолтного состояния, то есть новому Кабмину по-любому нужен будет финансовый поток для обслуживания уже просто огромных долговых обязательств. Поэтому в условиях обвального падения украинской производящей экономики Минфин будет занимать деньги везде и под любые грабительские условия, а также очень быстро распродавать оставшееся фамильное серебро, а именно – продавать на аукционах и конкурсах крупные госпредприятия, подлежащие приватизации. И по техническому исполнению всё это будет неплохо выглядеть для непросвещенных граждан, а на самом деле – всё уже идет в разрез со всяким здравым смыслом, особенно в контексте подготовки к продаже земли сельхозназначения.

В этой связи ключевой вопрос: «Что будет дальше с выплатами пенсий и выполнением социальных обязательств?» Очень интересно! Думаю, нужно немного подождать, что скажет наш совсем разбалансированный рынок. Но вероятнее всего мы увидим, как с радостными лицами новые министры финансово-экономического блока вновь избранного Кабмина упадут на хрупкую поддержку оставшегося в гордом одиночестве последнего международного кредитора – МВФ. А дальше мы уже не увидим сколько-нибудь хороших импульсов. И главное – потихоньку начинает доходить до наших граждан, что на самом деле происходит. В свою очередь и новым властям придется крепко задуматься, что делать в сложившейся ситуации? Мол, и дальше повышать тарифы ЖКХ и цены на энергоресурсы? Тогда можно точно нарваться на очень большие неприятности.

Но вернемся к началу нашей публикации, отчего вдруг взялась такая гигантская «дыра» в ПФУ в размере 170 млрд. гривен? А взялась она, прежде всего, от провальной пенсионной реформы. Еще тогда, когда министр социальной политики А.Рева неудачно пытался перейти от распределительного механизма к накопительной системе пенсионного обеспечения. Что значит в наших условиях распределительный уровень пенсионной системы? Это когда нашим пенсионерам выплачиваются пенсии из взносов работающих. А накопительный уровень – это когда пенсии выплачиваются из того объема денежных средств, который вы сами накопили. В теории и в предлагаемой министерством соцполитики программе всё выглядит вроде бы нормально, а вот на практике мы видим просто убойную статистику

Судите сами. На 1 января этого 2019 года в Пенсионном фонде Украины находилось на учете 11 470,405 тыс. пенсионеров (на 255 тыс. лиц меньше по сравнению с 1 января 2018 года, а с 2013 по 2018 годы пенсионеров стало меньше на 2,1 млн. человек). Пенсионный фонд посчитал количество пенсионеров и среднюю пенсию по состоянию на конец апреля текущего года. Итого, пенсионеров у нас 11,4 миллионов, а вот средняя пенсия в Украине после всех повышений составила чуть-чуть больше 100 долл. США – 2 899,04 гривен. Безусловно, эти небольшие деньги пенсией называть уже язык не поворачивается. Но и это еще не всё.

Итак, на конец первого полугодия прошлого 2018 года (к сожалению, последних данных нет) численность экономически активного населения от 15 до 70 лет составляла 18 млн. человек. Учитывая также уровень безработицы в 8,3% и численность занятых в размере 16,5 миллионов человек, получаем, что пенсионеров тогда было 11,5 миллионов, то есть на каждого приходилось 1,4 занятых! Фактически на одного работающего сейчас приходится один пенсионер. И всё же наибольшей угрозой для будущего развития экономики Украины является даже не трудовая миграция, так как большая часть наших сограждан вернётся на родину, а непосредственно демографический кризис, в результате которого до конца 2030 года мы безвозвратно потеряем 2,9 млн. трудоспособного населения.

Вот такая тревожная, а точнее очень опасная статистика. Что в итоге можно отметить? Ни законодательная, ни исполнительная власти за все предыдущие годы не решали пенсионные проблемы, они их только отодвигали на более поздний период. Даже не пытались разобраться с тем, что за прошедшие годы делали не так в реформировании пенсионной системы Украины, и даже не пытались исправлять ошибки предшественников. Но беда не ушла, подчеркиваю, ее власти лишь отодвинули.