Теперь с лазером. На что способны украинские ударные вертолеты (ИНФОГРАФИКА)

Начало года прекрасный повод подвести результаты предыдущего, наметить планы на будущее. В этом плане медийно выигрышно сработал государственный концерн “Укроборонпром”, который щедро стал выпускать отчеты о своих достижениях. Насколько они соответствуют действительности – вопрос остается открытым. Показательно в этом плане, например, ситуация с ремонтом и модернизацией для армейской авиации вертолетной техники.

6 января было заявлено, что “Гособоронпром” в 2016 году модернизировал для армии свыше 20 боевых вертолетов. При этом все эти машины пошли на счет госпредприятия “Конотопский авиаремонтный завод” Авиакон ” (Сумская обл.).

Во-первых, с самого начала смущает обтекаемая цифра, которая уж никак не может быть финансовым документом.

Второе, это формулировка. В эту цифру вошли не только модернизированные, но и просто прошедшие капитальный ремонт летательные аппараты. Ведь еще в ноябре 2016 года “Гособоронпром” отчитывался о 22 отремонтированных вертолетах: одном Ми-24 и 21 – Ми-8МТ(МТВ), а за последние пару месяцев информации о дополнительной передаче техники военным просто не было.

С другой стороны, еще в сентябре 2016 года появилась новость о том, что “Авиакон” готов передать три Ми-24ПУ-1. Причем как мы понимаем главное в этой новости была всего лишь констатация факта, что предприятие при наличии финансирования готово передать армии три вертолета, которые стоят на заводском аэродроме еще с середины 2013 года, когда были озвучены планы модернизации армейской авиации и сумчане за собственные средства провели модернизацию вертолетов.

Основное отличие новой модификации – новые запорожские двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, а также авионика в виде системы сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, ультракоротковолновой радиостанции КY-196В, аварийного радиомаяка ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационного ответчика GТХ-327 с датчиком высоты АК-350.

Стандартным на сегодня является установка станции оптико-электронного противодействия “Адрос” КТ-01АВ. Однако основное это, конечно, усовершенствование системы управления вооружением – так, впервые на украинских вертолетах появилась лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01КВ, был модернизирован также стрелковый прицел АСП-17ВПМ-У.

Кроме того, впервые боевые вертолеты получили возможность летать и применять вооружение в ночных условиях. Для этого была установлена спутниковая навигационная система GPS МАР-695, а в состав индивидуального снаряжения экипажа включены защитные авиационные шлемы ТНL-5NV с очками ночного видения РNL-3. Для обеспечения возможности применения очков ночного виденья на борту выполнена адаптация внутреннего и внешнего оборудования светотехники вертолета. К сожалению, стоит отметить отсутствие в списке штатного вооружения ПТУРов и управляемого вооружения.

С большой долей вероятности можно говорить о том, что скорей всего денег в оборонном бюджете 2016 года для таких закупок не нашлось и ограничились плановым капитальным ремонтом одного (или нескольких) Ми-24.

 

В то же время авиационные энтузиасты насчитали по фотографиям сразу пять новых вертолетов Ми-24, которые ранее не состояли на вооружении – четыре Ми-24П и один Ми-24ВП. При этом такая система подсчетов не лишена определенных недостатков – так, пара Ми-24П впервые “засветилась” на учениях в мае 2016 года и с большой долей вероятности переданы военным ранее и значит могли войти в цифры 2015 года. В любом случае все эти цифры укладываются в сообщения официальных лиц “свыше 20”.

В целом стоит сказать, что плановые ремонты и модернизация именно машин модификации Ми-24П армейской авиации очень правильный шаг, особенно на фоне того, что эти вертолеты достаточно хорошо показали себя в ходе боевых действий на Донбассе.

Всего в Украине на апрель 2014 года числилось 50 Ми-24 в составе трех эскадрилий: один полк (7-й, (Новый Калинов, Львовская область) и две бригады (16-я (Броды, Львовская область) и 11-я (Чернобаевка, Херсон).

Впервые на Донбассе боевые вертолеты отметились 14 апреля 2014-го, когда две машины прикрывали транспортные Ми-8 с группой усиления, которая прибыла на место нападения диверсионной группы противника на тыловую колонну десантников под Краматорском. Затем было прикрытие Ми-8-х с десантом спецназа, задействованного для усиления обороны базы хранения бронетехники в Артемовске (24 апреля), зачистка Донецкого аэропорта (26 мая), в которой была задействована пара машин 7-го полка.

Последний раз вертолеты были задействованы на фронте во время зимней кампании 2015 года в Дебальцево. После боевые вертолеты привлекаются к прикрытию санитарных Ми-8 исключительно в прифронтовой зоне. Тем не менее, все прекрасно понимают, что в любой момент сфера применения ударной вертолетной авиации на Донбассе может быть существенно расширена.

По материалам: dsnews.ua