Что делает человека уникальным?
Главное, что отличает человека от приматов, – это язык и наличие искусственно созданных обучающих систем, основанных на существовании этого языка. Существует теория, что человек отличается от высших обезьян продолжительностью детства. Детство человека длится гораздо дольше, нежели детство любого примата. Теория утверждает, что это вызвано необходимостью долгого обучения. Дети долгое время пребывают в ученичестве у взрослых, чтобы набраться необходимых знаний.
Разумеется, в современном обществе человек может получать образование вплоть до 30 лет. Даже в примитивных обществах ребенку требуется около 15 лет даже не столько для получения систематизированного образования, сколько для усвоения опыта предыдущих поколений того общества, в котором он живет.
В этом процессе важную роль играет язык. Мне кажется, что сама структура языка и воспитательного процесса обусловливают отличия процессов познания у человека и приматов. Мне кажется неоспоримым то, что маленький ребенок немногим отличается от примата одинакового с ним возраста, но именно воспитательный процесс позволяет ребенку оторваться от своих млекопитающих сверстников и стать тем, кого мы называем человеком разумным.
Время обучения
Кажется, что новые правила могут сформироваться только после многократного повторения ситуации, в которой они могут применяться. В плане формирования новых правил мозг достаточно консервативен, так как он понимает, что если правило сформировано, оно, так или иначе, начинает контролировать определенную часть сознания. Так что лучше убедиться, что правило действительно важное. В законе обучения исключений нет
Насколько я знаю, в законе обучения никаких исключений нет. Его качественная характеристика верна при любых обстоятельствах: чем больше практики, тем лучше результат, но по мере накопления опыта скорость прогресса постепенно становится все ниже.
Причём скорость прогресса падает очень быстро. Чтобы подняться на следующую ступень, Вам каждый раз приходится прилагать значительно больше усилий, нежели требовалось для предыдущей ступени. Вы очень быстро достигаете того уровня, когда результат не стоит затраченных усилий.
Даже гению Моцарта понадобилось 10 лет, чтобы раскрыться!
История Моцарта достаточно интересна, так как его музыкальный талант раскрылся в очень раннем возрасте. Его случай часто используется для опровержения закона, который гласит, что никому не дано достичь мирового уровня мастерства в какой бы то ни было области без 10-летней практики.
На самом деле случай Моцарта как раз подтверждает этот закон. Он начал заниматься музыкой в раннем детстве. Для своего времени он был уникален, так как тогда считалось, что музыкальный талант порождается вдохновением, но никак не практикой. Маленьких детей не заставляли много упражняться в музыке, но отец Моцарта придерживался других взглядов и очень много сделал для того, чтобы его сын развивался в этом направлении.
Ранние сочинения Моцарта, хоть и представляют собой историческую ценность и действительно хороши для мальчика его возраста, не являются произведениями мирового класса. Только его поздние работы, те, которые он создал после 10 с лишним лет занятий музыкой, знамениты по сей день. Именно они и сделали его известным.