Борьба за «Оскар»: Кто составит конкуренцию «Дылде»

Финишная прямая до «Оскара» открыта. Сама премия пройдет в феврале, но уже сейчас кинопродюсеры и кинокритики нервно раскладывают пасьянсы: кто же станет героем? В этом году случилась маленькая революция в награждении неголливудских картин. Теперь их номинация гордо называется «Лучший международный художественный фильм». 

Фаворитом в номинации «Лучший международный художественный фильм» кинокритики считают «Паразитов» Пон Джун Хо — первого каннского победителя из Южной Кореи. История классового противостояния разыгрывается в декорациях роскошного дома на примере двух семей — стремящихся обрести стабильность бедняков и наивных, вечно равняющихся на Америку богачей.

Победа на смотре большой тройки — Канны, Венеция, Берлин — нередко помогает и в борьбе за «Оскара». Прошлогодний триумфатор в этой номинации — «Рома» Альфонсо Куарона — ранее увез главный приз Венеции, «Любовь» Михаэля Ханеке победила в Каннах в 2013-м, «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади годом ранее покорил Берлин, а «Сын Саула» Ласло Немеша в 2016-м взял Гран-при в Каннах.Однако вопрос не только в том, насколько мастерски Пон Джун Хо переключается между жанрами и жонглирует зрительскими эмоциями: в случае с «Оскаром» принято гадать, какая тема сегодня наиболее актуальна. Если судить по призерам Венецианского и Каннского фестивалей этого года — «Джокеру» и «Паразитам», в тренде сюжеты о классовой борьбе и возвращении достоинства обычных граждан, которых давит кастовая капиталистическая система. Пойдет ли «Оскар» в ногу с Европой или расставит свои приоритеты — невероятно занимательный вопрос.

Мэр Сиэтла посоветовала Трампу "вернуться в бункер"

Ту же тему поднимают «Отверженные» Ладжа Ли, который снял социальную драму о конфликтах в современной Франции в декорациях парижского района, где Гюго когда-то писал свой роман. Полицейский произвол, неравенство столицы и провинции, трения между христианами и мусульманами — на экране настоящий водоворот неудачных решений и опасных действий. Вероятно, у картины есть шансы на номинацию, но не больше.

За тему войны в лонг-листе премии Американской киноакадемии отдувается чешская «Раскрашенная птица» Вацлава Мархоула — экранизация одноименного (в чем-то автобиографического) романа Ежи Косинского про путешествие мальчика из среднеевропейской деревни по обочине войны. Мнимая радикальность «Птицы», возможно, впечатлит академиков, но вряд ли эта одиссея жестокости удостоится желаемой награды — кажется, популярность военной темы сильно переоценена.

Украина получила статус партнера НАТО

Отголоски Великой Отечественной формируют и психологический надлом в «Дылде» Кантемира Балагова. Российская лента не теряется в общем списке на номинацию за счет актерского и художественного исполнения. История фронтовых подруг, которых связывает то ли поиск душевного тепла, то ли запретная любовь, формально вписывается в интерес современной культуры к женским фигурам.

Если же говорить о постановщицах, которые могут оказаться в шорт-листе номинации, следует выделить Мати Диоп с дебютной «Атлантикой». История пригорода Дакара, столицы Сенегала, где рабочим не платят, а женщин насильно выдают замуж, получила Гран-при жюри в Каннах, что подчеркнуло историчность смотра 2019 года, где впервые победила чернокожая женщина-режиссер.

Интерес вполне может вызвать немецкая картина «Крушители системы» Норы Финшелдт про девочку, с чьим нравом не справляются родители и социальные службы, или австрийская «Радость» Судабе Мортезай — драма нигерийки Джой, которая вынуждена зарабатывать в Вене проституцией, чтобы на что-то жить и поддерживать семью на родине. Однако они, как и очаровательный македонский док «Страна меда» Тамары Котевски и Любомира Стефанова, могут максимум претендовать на номинацию. На «Оскаре» редко случаются победы фильмов, которые профсообщество не обсуждало месяцами ранее.

Зеленский переходит на "особый режим работы" в связи с заболеванием первой леди коронавирусом

Отдельно можно отметить работы известных режиссеров. Место лирической подростковой фантастики «Дитя погоды» Макото Синкая, вероятно, в анимационной номинации. «Предатель» Марко Беллоккьо с его исследованием мафии выглядит более актуальным для Италии, чем для США. «Свистуны» Корнелиу Порумбойю вообще вряд ли попадут в список, так как режиссера «Смерти господина Лазареску» игнорировали даже во времена каннских успехов.

А вот «Боль и слава» Педро Альмодовара — универсально-личное размышление о жизни и творчестве — может претендовать как минимум на место в шорт-листе, а то и на приз, если киноакадемия решит проголосовать против всех социально значимых тем.

Источник: Кинорепортер