Цена бензина уверенно подбирается к отметке 12 грн/литр. Дизельное топливо перешагнуло 10-гривневый рубеж. Представители сетевых заправок говорят, что это еще не предел. Хотя некоторые эксперты полагают, что цены должны остановиться — нефть перестала дорожать.
А вот о существенном удешевлении горючего можно будет говорить лишь после того, как примут закон, изменяющий ставки акцизного сбора.
Правительство спешно разрабатывает законопроект о плавающих ставках акцизного сбора. По словам премьера, в нынешней ситуации это может стать, пожалуй, единственным рецептом для сглаживания ценовых колебаний. «Стоимость нефти идет вниз — акциз повышается. Пошла стоимость нефти вверх — акциз понижается. Таким образом, мы будем гибко стабилизировать ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов», — пояснил в своем блоге Николай Азаров. Проще говоря, размер акцизного сбора будет напрямую зависеть от стоимости нефти на мировых биржах.
Соответствующий законопроект разрабатывает Министерство энергетики и угольной промышленности — подтвердил Константин Бородин, заместитель начальника департамента нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных видов топлива Минэнергоугля. «Мы разработали проект закона, который вводит корректирующую ставку на акциз: в зависимости от мировой цены на нефть ставка акциза выше или ниже. Если цена на нефть упала, то акциз выше, и в результате мы получим стоимость литра бензина или дизельного топлива примерно в одном коридоре вне зависимости от мировой цены на нефть или нефтепродукты», — пояснил чиновник. По имеющейся информации, проект документа уже передан на согласование в Министерство финансов. Именно это ведомство, а также Министерство инфраструктуры провалили двумя неделями ранее инициативу о снижении ставок акцизных сборов. Дело в том, что такая корректировка, по оценкам чиновников, привела бы к бюджетным потерям в 1,3 млрд грн. А топливный акциз, как известно, не просто наполняет госбюджет. Он остался единственным источником финансирования строительства дорог после отмены транспортного сбора.
«Плавающий» акциз эксперты считают разумной альтернативой простому снижению ставки этого налога. Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн напоминает, что второй по размеру составляющей цены топлива, кроме цены нефти, естественно, являются налоговые аппетиты государства — акцизный сбор и налог на добавленную стоимость. В «А-95» подсчитали, что за последний год акцизный сбор на бензин вырос на 50%, или на 66 евро за тонну. Это дополнительные 65 копеек в стоимости каждого литра бензина. Доля налогов в конечной цене бензина на АЗС в среднем составляет 35%, дизтоплива — 22%. «В отсутствие достаточных объемов внутренней добычи нефти, которая обеспечивает не более 20% потребностей страны в топливе, единственной возможностью оперативно влиять на «топливные» цены является регулирование налоговой нагрузки», — делают вывод в «А-95».
Сегодня многие страны рассматривают возможность введения плавающей ставки акцизного сбора или вообще его снижения ради сдерживания цен. Первый вариант обсуждается в России. Несмотря на то, что эта страна сама добывает огромные объемы нефти, на ее рынке тоже бывают резкие перепады цен в зависимости от мировой конъюнктуры. А в Литве рассматривают возможность снижения ставки акциза на топливо. Весной минувшего года на такой шаг пошло и украинское правительство, что позволило временно стабилизировать цены.
Леонид Косянчук, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» считает, что если правительство не предпримет каких-либо экстренных действий — ценовая ситуация на топливном рынке выйдет из-под контроля. По его словам, пока продавцы топлива сдерживают цены, чтобы не отпугнуть потребителя. «Сегодня каждые 10—20 копеек в плюс дают отток потребителей на 10—20%. И это самое страшное для операторов рынка», — подчеркивает эксперт. Косянчук полагает, что до конца апреля цена бензина «А-95» будет высокой, однако не превысит отметку 11,8 грн/литр. Дизельное топливо будет на гривну дешевле — до 10,80. «Это самая плохая тенденция, которая будет наблюдаться, если на внешних рынках сохранится тенденция роста цен на нефть и если наше правительство не примет решение о понижении ставок акциза на бензин», — подчеркнул он.
Если нефть будет дорожать, то и топливо тоже — уверены эксперты. Сейчас все говорят о том, что рост приостановился, но насколько по времени, и последует ли снижение, прогнозировать не берется никто. Да и операторы рынка напоминают, что снижение акцизов — единственный способ удержать цену топлива в разумных пределах.
«Снижение акцизов — действительно наиболее действенный инструмент, с помощью которого украинская власть может повлиять на ценообразование. В прошлом году она уже использовала такой инструмент, снизив ставки акцизных сборов в период пиковых цен на нефть. Тогда это сработало, рост цен удалось сдержать. Можно надеяться, что сработает и в этом году», — отметил представитель одной из сетей АЗС Олег Дорожовец.
Еще один фактор, который может подтолкнуть вверх цену топлива на украинском рынке, — повышение Россией и Белоруссией экспортных пошлин на топливо. Они прибавили по $40 на каждой тонне (примерно плюс 40—50 копеек на литре), вследствие чего ставка вывозной пошлины из этих стран превысила $ 410 за тонну. Из этих двух стран Украина получает до половины всего импорта, и рост пошлин скажется на розничных ценах. Заметим, что высокие пошлины на вывоз топлива из России и Белоруссии применяются при экспортных поставках в те страны, которые не являются членами Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). Например, на территории Белоруссии в регионах, близких к украинской границе, литр 95-го сейчас можно купить примерно за 6 грн. С учетом белорусских вывозных пошлин, украинских налогов и затрат на доставку стоимость белорусского бензина для украинских водителей практически удваивается.
По материалам izvestia.com.ua