Великий Шелковый путь Украины

191526В октябре этого года Петр Порошенко второй раз за время своего президентства посетил Среднюю Азию. Сначала был Казахстан, теперь — Туркменистан. И если первый является участником Евроазиатского экономического союза, то Ашхабад находится в несколько ином положении. Этими встречами и переговорами Украина демонстрирует свой статус игрока на постсоветском пространстве и обозначает круг своих интересов.

Туркменский газ еще вначале 2000-х годов полностью пытался выкупить “Газпром”, но у мощного монополиста быстро закончились свободные деньги, и россияне не только перестали выкупать газ по установленной цене, но и приостановили договоренное запланированное строительство газопроводов. Сейчас Россия находится в состоянии экономического несогласия с Туркменистаном. Этот конфликт получил широкое освещение еще в начале нынешнего года, когда “Газпром” пытался в одностороннем порядке в два с половиной раза сократить приобретение туркменского газа — с 10 до 4 млрд кубометров. Чтобы можно было полнее оценить масштаб этих бессердечных шагов, напомню, что в Китай из Туркменистана этого углеводорода будет поставлено в нынешнем году 55 млрд кубометров, а к 2017 г. цифра может достигнуть 80 млрд. Естественно, такое положение значительно ослабляет зависимость среднеазиатской постсоветской республики от Москвы.

Украина закупала в Туркменистане топливо, реэкспортируя его из России, где оно оформлялось как транзит, а значит, не облагалось экспортными пошлинами. Сегодня планомерно сокращаются любые экономические отношения между Россией и Украиной, транзитная труба принадлежит “Газпрому”, и поставки газа из Туркменистана — вопрос не актуальный, а, скорее, перспективный.

Украинская сторона в ходе последней встречи проявила интерес к диверсификации поставок “голубого топлива” и заявила о своей готовности участвовать в строительстве новых газопроводов. В Ашхабаде также обсуждали вопросы поставки туркменской нефти и нефтепродуктов, там модернизирован и фактически построен заново современный нефтеперерабатывающий комплекс. Продукт можно поставлять через Каспий в Азербайджан, Грузию и Украину.

В начале октября об энергетике говорили и в Казахстане — о поставке в нашу страну угля из местных резервов. Энергетика — кровь экономики, связанные с ней вопросы обойти нельзя, и приходится о них постоянно размышлять. Многое из того, что предлагает Украина, не обеспечено собственными деньгами, однако у нашей страны есть могущественные спонсоры, которые при благоприятном развитии ситуации автоматически превратятся в мощных инвесторов.

Говорили в Ашхабаде и о сотрудничестве в транспортном секторе, к которому туркменская сторона проявила неподдельный интерес. “В настоящее время Туркменистан совместно с партнерами создает разветвленную сеть транспортно-транзитной и логистической инфраструктуры комбинированного типа по направлениям Восток-Запад и Север-Юг. В перспективе она будет включать в себя транзитные трансконтинентальные коридоры, выходящие на регионы Каспийского моря, Черноморского бассейна, Средиземноморья, Балтии. Это открывает оптимальный путь на европейские и ближневосточные рынки. Украина, обладающая мощной портовой инфраструктурой и выгодным географическим расположением, может сыграть важную роль в осуществлении этих планов”, — сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов.

“Отдельно мы обсудили перспективу создания совместных предприятий в сфере перерабатывающей промышленности не только для Туркменистана, но и для выхода на рынки других государств”, — добавил Петр Порошенко после переговоров с президентом Туркменистана. Это заявление сразу напомнило стороннему наблюдателю “рошеновское” прошлое нашего гаранта Конституции.

В 2013 г. китайский лидер Си Цзиньпин предложил воссоздать Великий Шелковый путь. Сегодня это транспортная коммуникация между Китаем и Западной Европой. Но маршрут этот неоднозначный и не утвержденный. Появление президента Порошенко в Астане и Ашхабаде призвано напомнить о том, что на этом пути может и должна находиться Украина. Это вполне устраивает беззаботный Запад и не устраивает дальновидную Россию, которая данный путь проложила через Москву и Белоруссию.

Украина смело заявляет о себе в качестве участника среднеазиатских инфраструктурных проектов. В Ашхабаде обсуждался вопрос об участии нашей страны в строительстве в этом городе метрополитена. Украина имеет достаточное количество специалистов, обладающих высокой степенью технической культуры, способных участвовать во многих проектах — от разработки до реализации. Будет создан совместный с Туркменистаном Совет по промышленной политике. Теперь важно, чтобы он способствовал привлечению украинских компаний как в оговоренное энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, так и в любые иные доступные нам направления.

Заключенные соглашения в сфере сельского хозяйства и туризма между нашими странами выглядят несколько странноватыми и далекими от реальности, а вот совместные проекты, связанные с обменом студентов и преподавателей вузов, вполне жизнеспособны.

Еще Туркменистан способен стать дорогой к Ирану, с которого вскоре снимают все международные санкции, долгие годы сдерживающие развитие этой страны. О скором расширении промышленной кооперации и торговли с этим государством также говорили в Ашхабаде. Начинать сотрудничество с Персией удобнее через ее непосредственного соседа. Украине интересна страна с добиблейской историей и огромным экономическим потенциалом.

Все переговоры с Туркменистаном продолжатся весной следующего года, когда руководитель этого государства приедет в нашу страну. Будем ожидать монетизации процесса этих переговоров, перехода далеко идущих слов и радужных перспектив в нечто осязаемое и понятное обычному человеку.
По материалам: 112.ua