В каком состоянии украинская медицина

Проблема реализации конституционно задекларированного права человека на получение бесплатной медицинской помощи в Украине встает все актуальнее в свете грустной статистики последствий заболеваемости гриппом А(H1/N1).

Все чаще в СМИ и сети Интернет можно встретить публикации и консультации на вопрос следующего содержания: “В Конституции записано, что медицина в Украине бесплатная. Но нашей семне пришлось выложить около 6 тысяч гривен на лечение мамы. Есть ли хотя бы какая-то управа на это бесчинство?”

И достаточно часто практикующие юристы предлагают гарантированные выигрыши дел касательно взыскания стоимости лечения, прежде всего, с лечебно-профилактических заведений (в дальнейшем по тексту – ЛПЗ) или конкретных врачей-“вымогателей”.

На самом деле, кто же виноват в том, что пациенты вынуждены оплачивать свое “бесплатное лечение”, почему лечебные заведения должны оказывать медицинскую помощь бесплатно и есть ли выход из этой сложной ситуации?

Действительно, Конституция Украины (в дальнейшем по тексту – КУ) признала жизнь и здоровье человека наивысшей социальной ценностью и провозгласила государство гарантом обеспечения и утверждения прав и свобод человека (ст. 3 КУ).

Признав своим приоритетным направлением заботу об охране здоровья человека, государство прописывает и процесс реализации этой конституционной нормы: “…здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безоплатно.” (ст. 49 КУ).

Прочитав ст. 49 КУ рядовые граждане понимают, что им государством гарантировано получение бесплатной медицинской помощи по средствам государственного финансирования. Но чего конкретно? Каких-то программ.

Что такое программы и как они конкретно обеспечивают получение бесплатной медицинской помощи конкретным пациентом, к сожалению, государство не написало. Однако, поставила отвечать за реализацию гарантий на бесплатную медицинскую помощь каждого конкретного медицинского работника государственного или коммунального ЛПЗ. Конечно, не нормативно-правовыми актами, а реалиями жизни.

На самом деле, о финансировании системы здравоохранения на остаточном принципе знают все. Но, заболев, каждый конкретный пациент хочет получить качественную медицинскую помощь и обязательно бесплатно. Получить он ее хочет не виртуально задекларированную, а реальную здесь и сейчас от конкретного медицинского работника. И в момент требования такой помощи пациента не интересует факт того, что ЛПЗ получил на предоставление “бесплатной помощи” аж 7% от реально необходимого. И что для предоставления качественной медицинской помощи врача не обеспечили не только лекарственными средствами, но и элементарными средствами индивидуальной защиты, не говоря уже о мизерной оплате труда и т.д. Вот и выходит замкнутый круг.

Вот и выходит замкнутый круг.

Оптимисты, конечно, вспоминают о ст. 46 КУ, где провозглашено, что за счет взносов в Фонд по общеобязательному государственному социальному страхованию граждане имеют право на обеспечение социальной защиты в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности. Собрав фискальные документы, они пытаются получить возмещение расходов на лечение в судебном порядке. Однако, таких осведомленных граждан немного. Кроме того, не все знают, что ответчиком в таких делах должно быть государство, а не конкретный врач или ЛПЗ (ст. 56 КУ). Нужно отдельно отметить, что если вас интересует поиск клиники, поиск врача, врачи Киева, клиники Киева, справочник врачей или подобная тематика, то мы рекомендуем вам посетить данный сайт – Doc.ua.

На наш взгляд, попытка оказать тотальную “бесплатную медицинскую помощь” – это утопия. Для решения этой сложной проблемы государство Украина, во-первых, должно внести изменения в ст. 49 КУ касательно сужения круга предоставления бесплатных медицинских услуг. Реально реализовывать декларативную норму о развитии негосударственных (частных) ЛПЗ, возможно, с дополнительными льготами в налогообложении. Таким образом, государство предоставит возможность ввести здоровую конкуренцию среди государственных и частных медицинских учреждений, а человеку – возможность выбрать оптимальный ЛПЗ с медицинскими услугами того качества, которое пациент желал бы получить.

Во-вторых, широко ввести смешанную накопительную систему страхования жизни и здоровья человека на основании его паспорта здоровья: общеобязательное государственное, добровольное человека и обязательное за счет работодателя, – что позволит человеку всегда иметь определенные гарантированные средства на случай нетрудоспособности и оплаты медицинских услуг.

И, конечно, такие реформы должны в корне изменить условия работы и оплаты труда медицинских работников. Они должны обеспечить уровень заработной платы не ниже среднего для промышленности с поправкой на высокую интеллектуальность труда медицинских работников. Кроме того, обеспечить рабочее место каждого медицинского работника необходимыми условиями и орудиями труда, чтобы он не чувствовал постоянного страха, например, заразиться ВИЧ-инфекцией.

Источник: http://103-law.org.ua

Залишити відповідь