Украинский представитель рассказал, что границу с РФ нужно немедленно усиливать

Во время войны на Донбассе оказалось, что украинская граница с Россией, мягко говоря, “не на замке”. Вооруженные люди не только беспрепятственно проникают в Украину по проселочным дорогам, но также им удается с небольшими “боями” проходить пропускные пункты. Последний случай, когда грузовики с боевиками и оружием прорвались через границу в Луганской области (хотя о готовящемся прорыве знала вся страна), заставил в очередной раз усомниться в способности правоохранителей хоть как-то противостоять террористам.

Глава Госпогранслужбы генерал Николай Литвин по случаю Дня пограничника провел сегодня пресс-конференцию, на которой рассказал свое видение ситуации на украинско-российской границе и о проблемах, которые препятствуют нормальной работе ведомства.

Несмотря на “дырявость” границы, генерал Литвин считает, что пограничники максимально справляются со своим заданием. “Весь силовой блок не сделал столько, сколько сделала Госпогранслужба за эти три месяца”, — отзывается о работе силовиков Литвин.

По его словам, силами пограничников сегодня все пункты пропуска на востоке и крымском перешейке перекрыты бетонными блоками и противотанковыми ежами, а на эти границы передислоцированы все имеющиеся военные резервы и созданы семь маневренных групп по 200-300 человек для активного реагирования. Кроме того, чтобы препятствовать боевикам, пограничники создали 200 блокпостов, 400 огневых позиций, разрушили около 200 участков дорог, чтобы они были непроездными, и установили сигнальные минные поля. На воде также проводятся защитные меры — подразделениями, выведенными из Крыма, укреплено побережье Азовского моря.

Также Литвин сообщил, что с 4 марта в Украину не пустили 200 человек с явными признаками военной подготовки и 21 тыс. человек, цель поездки которых вызывала сомнения.

Чего не хватает Пограничной службе

Несмотря на определенные успехи, Литвин признал, что пограничники не могут защищать границу должным образом. Украина имеет самую длинную в Европе границу — около 7 тыс. км, в том числе около 1350 км морской границы, и чтобы защищать ее в военное время, пограничникам нужна специальная подготовка, патриотическое мотивирование и достойная соцзащита, поскольку люди рискуют жизнью. Так, за время событий на востоке страны десять пограничников были ранены (контужены), а еще трое получили тяжелые ранения.

Существуют также случаи, когда пограничники просто не успевают ставить заслоны и наряды силовиков. Со слов Литвина можно сделать вывод, что взаимодействие с силовиками не налажено должным образом, и пограничникам приходится в борьбе с террористами рассчитывать только на свои силы.

Лишь на днях на совещании главы Госпогранслужбы с и.о. президента Александром Турчиновым была разработана стратегия сотрудничества пограничников с силовыми ведомствами. А пока что ситуация выглядит следующим образом: базовое отделение погранслужбы находится в близлежащем райцентре или селе, а в Донецкой и Луганской областях такие отделения находятся за 15-20 км от границы, и ежедневно пограничникам приходится преодолевать это расстояние до пунктов пропуска на границе, при этом минуя блокпосты с 30-40 вооруженными террористами.

“На российско-украинской границе работают 63 пункта. Фактически все наши отделы осаждены вооруженными людьми. Чтобы отреагировать, отправить резервные силы туда и перекрыть (границу — Ред.), у нас нет физической возможности. Но мы ведем разведывательно-оперативную работу и мы действуем”, — поделился Литвин.

В случае удачно проведенной операции террористы также мстят украинским пограничникам, обстреливая и штурмуя отделения.

Кроме того, для охраны границы катастрофически не хватает людей — на 740 км границы в Луганской области служат 1800 человек, из них 500 человек отмобилизовано. “Но эти люди не стоят на границе, взявшись за руки. Они выходят на помощь на пункты пропуска и “зеленые участки” границы”, — жалуется Литвин.

В таких условиях, по его словам, террористам несложно проникнуть на территорию Украины. Боевики изучают намеченный участок границы, учитывают расположение нарядов и с помощью отвлекающих маневров прорываются в страну. Используется также прием вооруженного блокирования пропускных пунктов, но силовики, которые должны обеспечивать отпор и создавать буферную зону спокойствия для работы пограничников, не всегда выполняют свои функции и не всегда могут туда оперативно добраться. “Когда мы передаем информацию, военные исходят из своих возможностей и того, какие задачи они сейчас выполняют”, — рассказал Литвин.

Генерал намекнул, что пока что должного взаимодействия между погранслужбой и силовиками нет. Последние не используют военную технику, самолеты и вертолеты при первом призыве, чтобы прийти на подмогу пограничникам и нейтрализовать угрозу. “Мы были бы только рады такому взаимодействию, и на каждом совещании этот вопрос обсуждается, но не всегда это выливается в практическое русло. Мы передаем информацию в соответствующие органы, но если реагирования не было, то его не было”, — сетует Литвин.

Так, глава Госпогранслужбы привел пример с лидером луганских террористов Валерием Болотовым, который беспрепятственно выехал в Россию на лечение, а потом вернулся в Украину для продолжения “деятельности”. Литвин рассказал, что когда Болотов выезжал, пограничники не получили указаний о задержании ни от одного из силовых ведомств Украины, а когда вернулся, пограничники задержали его и больше часа удерживали на границе в окружении террористов, но подкрепление не пришло. “Наш полковник Момот час стоял с выдернутой чекой гранаты РГМ, а ведь туда чеку обратно не вставишь. Так сложилась ситуация, что когда договорились, что выкидывают гранату, то 200 человек (террористов, — ред.) кинулись и отбили…, потому что пограничников было 55 человек, а этих было 200. Мы два с половиной часа, сколько могли, столько и держали. А потом читаю в средствах массовой информации, что за взятку его (Болотова — Ред.) отпустили”, — поделился Литвин.

Пока что глава погранведомтсва ожидает решения властей о существенном усилении восточной границы Украины, по его словам это должно случиться в течении пяти дней. Вопрос полного закрытия не обсуждается, а относительно звучащих требований украинцев полностью закрыть границу с Россией Литвин сказал: “По классической схеме, в условиях боевого столкновения идет перекрытие госграницы Вооруженными силами. Пограничники тогда выполняют режимные и пропускные функции”.

Также планируется, что граница будет усилена в основном бойцами Нацгвардии при поддержке ВСУ.

Источник: http://delo.ua

Залишити відповідь