Украинцы хотят, чтобы власти Киева держали курс на Европу

В Украине происходит изменение внешнеэкономического вектора, поэтому нам стоит переориентироваться в торговле и вести поиск новых рынков, считают эксперты.

Фактическое состояние войны с Российской Федерацией влияет в том числе на товарооборот с этой страной. Так, по данным Госстата в первом квартале 2014 года экспорт в Россию сократился на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт — на 26%. При этом, доля ЕС в структуре экспорта выросла до 34,8% с 28,8% в прошлом году.

Кроме того, 15 мая Евросоюз открыл границы для украинских товаров и услуг — 98% пошлин будут отменены до 1 ноября. К тому времени Украина должна подписать экономическую составляющую договора об ассоциации с ЕС, который включает в себя соглашение о свободной торговле. В теории, это должно способствовать активизации товарооборота со странами Евросоюза.

Однако Игорь Гресь, вице-президент Украинского национального комитета международной торговой палаты убежден, что отмена пошлин на пол года не поможет украинскому производителю завоевать европейский рынок. “Это не поможет тем товаропроизводителям, которые планируют выйти на рынок, скорее это даст возможность расширить свое присутствие тем, у кого уже есть опыт, кто уже работал с ЕС”. Проблема, по его словам, в конкурентоспособности украинских товаров — они не дотягивают до европейского уровня. Для того, чтобы ситуацию изменить, нужно модернизировать производство, а сделать это без привлечения инвестиций практически невозможно.

“Это обширный рынок с большими возможностями, но там есть свои условия и украинская продукция должна им соответствовать”, — поясняет Виктор Яновский, вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины. В то же время он отметил, что в Украине есть примеры успешного сотрудничества, на которые можно ориентироваться — ежегодно Украина поставляет около 6 млн пар обуви на европейский рынок, и этот товар востребован.

Яновский считает, что основной задачей торговой палаты в этот период является разъяснительная работа. Бизнесу нужно рассказывать о рисках и возможностях, которые даст подписание договора о зоне свободной торговли. Кроме того, нужно научится самим проводить сертификацию товаров, которые идут на экспорт по европейским нормам.

В то же время, украинский дипломат Владимир Маштабей призывает не зацикливаться на определенном векторе внешней торговли: “мы постоянно решаем, кто наш основной партнер — Россия или ЕС. А других стран что, нет? Есть же огромный рынок Китая, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии”. При этом, он уверен, что времена, когда государственные структуры занимались продвижением товаров на внешних рынках — ушло. Теперь большой бизнес в состоянии решать свои вопросы самостоятельно, как помочь малому и среднему — вот главный вопрос.

Настоящая проблема между государством и бизнесом заключается в том, что экспортеры вынуждены были заплатить в среднем 30-40% от суммы НДС, чтобы получить его возмещение. В таких условиях они просто не заинтересованы работать на внешние рынки. “О том как поддержать экспортеров и как поддержать МСБ говорят со времен Кучмы, но до реальных действий никогда не доходило, так как все слишком были заняты распилом бюджета”, — считает Андрей Чесноков, завотдела внешнеэкономической деятельности при АП. А для того, чтобы что-то изменилось, нужно полностью менять принцип взаимодействия исполнительной власти и бизнеса.

Спорным остается вопрос о будущем сотрудничестве с РФ. Уполномоченный посол Украины Богдан Соколовский настаивает на необходимости прекратить любые отношения. “За последнюю тысячу лет истории человечества небыло такого, чтобы жертва сотрудничала с агрессором. Торговать с Россией — значит спонсировать убийства наших солдат”, — считает дипломат. Особенно учитывая то, что Россия не раз использовала торговлю в качестве оружия, как в случае с украинским сыром, мясом или шоколадом.

Гресь же уверен — “со стороны правительства делать громкие заявления о выходе Украины из СНГ — это дразнить гусей. Мы все равно не денонсируем существующие торговые соглашения и не изменим пошлины. Это останется в силе”. Он указал, в частности, на опыт Грузии, которая хоть и разорвала дипломатические отношения с Россией, и даже вышла из СНГ, все же сохранила торговые связи.

Торгово-промышленная палата, по словам Яновского фактически прекратила сотрудничество с РФ, но соглашения с Белорусью и Молдовой, к примеру, остались в силе.

Так или иначе, торговая география Украины меняется уже сейчас. Украинский бизнес должен успеть воспользоваться теми возможностями, которые предоставит европейский рынок и суметь переориентироваться, а государство — создать для этой переориентации условия. Но в то же время, стоит поднять голову и взглянуть на все перспективные направления, где наши товары могут быть востребованы уже сегодня.

Источник: http://delo.ua

Залишити відповідь