Украина хочет превратить ЧФ в груду ржавого железа

Официальный Киев всячески препятствует назревшей модернизации ЧФ.

Флот, чтобы он оставался боеспособным, нужно постоянно обновлять. Но Черноморский флот (ЧФ) в Севастополе обновлять нельзя: так составлены российско-украинские соглашения от 1997 года. Очевидно, у российских big_1260174дипломатов был расчет, что этот момент удастся утрясти позже. Но за прошедшие 15 лет не удалось: Украина как была против перевооружения ЧФ, так и остается, зорко отслеживая ситуацию.

На днях украинская сторона заметила очередные попытки доставки в Севастополь новой военной техники, и МИД страны призвал военную базу придерживаться украинского законодательства. Директор департамента информационной политики внешнеполитического ведомства Евгений Перебийнис заявил: «Понимаем, что функционирование на территории Украины такого сложного механизма, как Черноморский флот, может сталкиваться с внештатными ситуациями. Тем не менее, обращаем внимание российских военнослужащих, которые несут службу в подразделениях Черноморского флота России на территории, подчеркиваю, дружественного государства Украина, на необходимость неуклонного соблюдения международных договоров и уважения к украинскому законодательству», – пишет «Независимая газета».

А поводом послужила опубликованная в украинской газете «Зеркало недели» статья, где утверждалось, что Россия модернизирует базу в Севастополе, невзирая на то, что Украина не давала на это добро. Процесс происходит следующим образом: корабли и техника прибывают в Севастополь из Новороссийска будто бы на ремонт, а затем там и остаются.

Газета называет конкретные примеры: «В середине февраля 2013 года десантный корабль «Азов» доставил из Новороссийска в Севастополь БТР-82АМ, новейшую модификацию базового для ВС России бронетранспортера. По прибытии на Украину новая техника провела около недели на борту десантного корабля и лишь 20 февраля была доставлена в расположение 810-й бригады морской пехоты ЧФ. На официальном уровне факт незаконного ввоза бронетехники на территорию Украины командование ЧФ РФ признало лишь в апреле».

Другой пример: в конце апреля из Новороссийска в Севастополь пришел рейдовый буксир нового поколения РБ-389. По документам – на ремонт, но его почти сразу задействовал КЧФ.

«11 сентября Москва пыталась незаметно провести через морские ворота Украины очередной караван судов Черноморского флота. В этот день спасательный буксир «Шахтер» поспешил завести на буксире в Севастопольскую военно-морскую базу еще два вспомогательных плавсредства – спасательный буксир СБ-4 и водолазное судно ВМ-86. Оба буксируемых судна приписаны к Новороссийску. Однако Киев заметил этот маневр и потребовал от незаконного каравана покинуть украинские территориальные воды и ждать развязки сложившейся ситуации за пределами морских границ Украины», – информирует газета.

Попытки подвигнуть Украину разрешить модернизацию флота продолжаются постоянно, но успеха не приносят. Министры иностранных дел Украины и РФ Леонид Кожара и Сергей Лавров в марте договорились выработать решение этого вопроса. Лавров тогда высказал осторожный оптимизм. «Перевооружение флота – это одна из необходимых объективных задач, – сказал он. – Наши украинские коллеги это, как мне кажется, понимают, и думаю, что будет достигнута договоренность о том, как практически его осуществлять».

Украинские коллеги, конечно, понимают всё, но только позиции своей не меняют. В августе обнаружилось, что ситуация практически не изменилась: Киев не хочет модернизации КЧФ. Мол, действуем по соглашению 1997 года, и точка. А по нему замена кораблей и вооружений может проводиться только исходя из принципа «тип на тип и класс на класс». Иначе говоря, один устаревший корабль можно менять на другой такой же, что выглядит явно бессмысленно.

Что же мы имеем в сухом остатке? Корабли КЧФ в Севастополе неуклонно устаревают, и неизбежно наступит момент, когда они будут иметь только музейную ценность, а никак не боевую. Вероятно, Украина рассчитывает, что после этого команда ветеранов тихо снимется с якоря и отправится к российским берегам, освободив севастопольские бухты для других целей. Ей бы хотелось, чтобы произошло это раньше 2042 года, до которого КЧФ имеет право базироваться в Севастополе.

А нам хотелось бы понять: как могла Россия на такое подписаться? Хотя если вспомнить, кто в ту пору был президентом, удивляться не приходится. При нем (и с ним) и не такие чудеса случались.

«Сейчас Черноморский флот РФ находится в достаточно тяжелом состоянии: в основном это корабли старые и очень старые. Они могут ходить в море, но воевать – вряд ли. Это архаичная техника», – сказал ранее украинским СМИ директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.

Внешне Киев объясняет свою позицию вполне благовидным предлогом. «Суммарный потенциал вооружений российского флота не должен нарушать баланс сил в Причерноморье: например, недопустимо, чтобы подлодки или самолеты ЧФ несли ядерные боеголовки», – пояснил мотивы украинской стороны директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

Тем временем российское командование не скрывает планов обновления ЧФ. Флот получит 5-6 подводных лодок проекта 636М до 2020 года, а также 6 корветов проекта 20385 до 2018 года, было объявлено прежде. Еще КЧФ должен пополниться 10 новейшими малыми ракетными и малыми артиллерийскими кораблями. Всего же до 2025 года флот будет располагать 35 современными боевыми кораблями. Вот только базироваться они будут не в Севастополе.

«Севастополь – это только одна из баз российского Черноморского флота. Они, если хотят, могут завести новые корабли в Новороссийск», – сказал руководитель международных программ севастопольского центра «Номос» Дмитрий Штыбликов.

С другой стороны, в договоре есть изъяны, играющие против украинской стороны. Украинский политолог Дмитрий Тымчук считает, что торговаться или посылать сигналы Киев может, но Россия продолжит перевооружение флота без разрешения Украины: «Раньше ведь тоже были громкие скандалы: из-за передислокации частей ЧФ на украинской территории без уведомления местной власти, из-за случаев незаконного использования земель, сооружений, в том числе навигационно-гидрографических объектов, из-за таможенных платежей. Украина еще при президенте Ющенко пыталась приструнить флот, но, как оказалось, нет возможностей, не существует механизма воздействия. Что, например, сейчас можно сделать? Будем задерживать суда? Конечно, нет. Разве что ноту МИДу можем направить».

Политические радикалы рассматривают и такой способ избавления от ЧФ, как вступление Украины в НАТО. Об этом говорит депутат Верховной Рады от Партии регионов Елена Бондаренко в интервью одному из информационных агентств. «Им война – мать родна. Агрессивная политика России в отношении Украины даст им хорошую порцию доводов в пользу НАТО. Возникнет и вопрос дальнейшего пребывания в Севастополе флота недружественного Украине государства», – предположила она.

Впрочем, не исключается и возможность банального торга – например, газового. Сотрудник МИДа Евгений Перебийнис подчеркнул, что Украина неоднократно акцентировала внимание на том, что готова вести переговоры с Россией на все острые и болезненные темы. Обе стороны постоянно работают над усовершенствованием существующей двусторонней договорно-правовой базы, которая имеет отношение к принципам и условиям временного пребывания Черноморского флота России на территории Украины, рассказал он, сообщает «Корреспондент.нет».

Ну, хоть так. Вопрос только, сколько Украина запросит за согласие на модернизацию ЧФ. Судя по тому, что договориться до сих пор не удалось, требования немалые.

Залишити відповідь