Это был черный четверг для любителей скорости на автомобильных дорогах. По всей стране столь массовой акции выявления и наказания нарушителей правил движения еще не бывало. Для участия в ней были круглосуточно задействованы 15 тыс.полицейских.
Во многих местах им помогали сотрудники коммунальных служб, а технически – 8,7 тыс. контрольных камер. Поэтому вчера политика в Германии отошла на второй план, хотя состоялась первая встреча полномочных команд ХДС/ХСС и зеленых по выяснению коалиционных перспектив, а Конституционный суд порадовал Левую партию признанием недопустимости практикуемой слежки за ее депутатами.
Всегерманская охота на нарушителей предписанной скорости проведена по решению федерального и земельных министерств внутренних дел. Напомним, что в Германии добились впечатляющих успехов в сфере безопасности на дорогах. С 1971 года число жертв автокатастроф снизилось с 21 тыс. в тогдашней Западной Германии до менее 4 тыс. в прошлом году во всей объединенной стране. Но власти неизменно считают это слишком высоким уровнем: все-таки ежедневно гибнут до десяти человек.
Руководитель внутриполитического ведомства в земле Северный Рейн – Вестфалия (СРВ) Ральф Егер называет именно гонку на дороге «повсеместным убийцей № 1», что и требует усиления порядка. Полицейская акция, однако, не всеми воспринимается однозначно. В частности, в связи с тем, что сопровождается штрафами. К примеру, президент берлинского автоклуба «Мобиль» Михаэль Хаберланд называет облаву в четверг «чистейшей обдираловкой». Клуб провел исследования и установил, что аппаратуру, чтобы засекать скорость, размещают не в местах наиболее частых ДТП, а нередко «прячут за мусорными баками и деревьями, чтобы наполнять кассу бедствующих муниципалитетов».
Да, примеры, когда штрафы за нарушения скоростного режима или правил парковки становятся существенной статьей дохода немецких городов, известны. Однако в данном контексте можно сказать, что немцы, к сожалению, тоже люди: достаточно часто они ведут себя как водители неадекватно. И хулиганят на дороге, наседая или подрезая впереди идущую машину. А то и за руль, бывает, садятся нетрезвыми.
Однажды на этом попался даже вице-председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге и уполномоченный по связям немецкого гражданского общества с российским Андреас Шокенхоф. Пришлось лечиться от зависимости. А вообще за 0,5 промилле в Германии неизбежны крупный штраф вплоть до нескольких тысяч евро и запрет на вождение от одного до трех месяцев. Хуже если наберется более 1,1 промилле. Это грозит уже тюрьмой до пяти лет и на столько же лишением прав. Что касается алкоголя, то по вине пьяных водителей в Германии в 2011 году погибли 346 человек. Просто подвыпивших за рулем, конечно, много больше.
Особенно массово немцы жмут на педаль газа, что, вероятно, и было одним из аргументов в пользу вчерашней облавы. Так, при аналогичной (как вчера по всей стране) региональной акции в СРВ, во время которой контролю были подвергнуты 700 тыс. автомобилистов, на превышении скоростного режима попались около 28 тыс. водителей, целый небольшой город. Высокие штрафы кардинально ситуацию пока не меняют, хотя их все увеличивают. При этом превышение скорости в пределах поселения стоит дороже, чем вне его. За плюс «внутри» в 11 км/час придется заплатить 25 евро, за 21 км – 80 евро. А превышение в 31 км обойдется уже в 160 евро и месячный запрет на вождение! Что и говорить, жестко. Но не очень, видимо, помогает, коль скоро за такой деликт в 2012 году, по данным Федерального автомобильного ведомства, пришлось лишать на разные сроки водительских прав около 270 тыс. бундесбюргеров! То есть уже население крупного центра. Всего в прошлом году на дорогах зафиксировано около 3 млн. нарушений скоростного режима.
Организаторы акции надеются не только на острастку нарушителей, но и на педагогический эффект. Останавливая машины, полицейские беседовали с водителями о роковых последствиях несоблюдения допустимой скорости. Похоже, все-таки для отвода глаз.
Немецкий опыт показывает, что эффективнее все-таки меры контроля на дорогах. Благодаря их усилению в упомянутой выше крупнейшей федеральной земле СРВ число смертельных случаев из-за превышения скорости сократилось в прошлом году на 30%. А общая цифра таких автомобильных несчастий в первом полугодии 2013-го не превысила 1,5 тыс. На фоне российских показателей немецкая «квота» выглядит почти идеальной.
Конечно, Россия побольше, и уже поэтому, быть может, труднее устроить по всей стране одновременно нечто подобное немецкой акции. Или, как ее назвал председатель немецкого профсоюза полиции Райнер Вендт, «правильный ответ на безудержные гонки безответственных водителей, ставящих под угрозу жизни тысяч людей». А то пока, увидев, к примеру, в среду репортаж телеканала «Россия», остается только недоумевать, как это можно гнать в Москве по Садовому кольцу со скоростью под 200 км/ч, ничуть не опасаясь ГАИ.