The Washington Post: Соединенные Штаты все еще остаются важным игроком на Ближнем Востоке

na3001456923162Острые осколки ближневосточной мозаики сегодня опасны как никогда, однако дипломаты Соединенных Штатов, Израиля и арабских стран утверждают, что за несколько последних месяцев эти кусочки были собраны, хоть и в другом порядке, а значит, общая картина теперь принимает новые, часто причудливые формы. Об этом пишет автор редакционной статьи
The Washington Post Дэвид Игнатиус.

Сегодня появились как новые возможности, так и новые риски, возникновение которых вряд ли мог предсказать кто-либо еще
5 лет назад. Часто говорят о том, что президент Барак Обама утратил свое влияние и в последние десять месяцев своего президентства решил уйти с ближневосточной арены. Похоже, что тон теперь будет задавать в основном госсекретарь Джон Керри – человек, который все еще может и хочет показать свои дипломатические навыки.

Из каких кусочков состоит новая мозаика? Во-первых, есть Сирия, которая является, пожалуй, наибольшим внешнеполитическим провалом администрации Белого Дома. Впрочем, несмотря на повсеместно звучащую критику, госсекретарь Керри сумел все-таки уговорить различные по своим интересам силы, действующие в Сирии, – Россию, Иран, Турцию, Саудовскую Аравию, Иорданию, режим Асада и разрозненную сирийскую оппозицию – взяться за разработку условий перемирия. Этот дипломатический процесс очень хрупок, в значительной степени зависящий от доброй воли России и других участников конфликта, которые до сих пор демонстрировали желание защитить только собственные интересы. Но и это уже кое-что.

Иран – это вторая часть головоломки, и он выглядит сегодня совершенно не так, как можно было представить себе всего несколько лет назад. Ставка Обамы на то, что используя международные санкции, можно заставить Иран подписать ядерное соглашение, оказалась правильной. Кроме того, его надежда то, что возврат Ирана в международное сообщество способствует укреплению умеренных сил внутри страны, также оправдалась, об этом свидетельствуют результаты пятничных парламентских выборов.

Положение Саудовской Аравии тоже меняется. Кто мог предсказать несколько лет назад, что главной фигурой в некогда угасающей и крайне консервативной монархии окажется 30-летний принц? Под руководством вице-кронпринца Мухаммада ибн Салмана целью Саудовской Аравии становится модернизация по образцу более умеренных Объединенных Арабских Эмиратов.

Турция на сегодняшний день выглядит самым опасным кусочком ближневосточной мозаики. Политические игры президента Эрдогана привели к краху многообещающий мирный процесс с курдами и к подрыву турецкой демократии. Турция умудрилась одновременно испортить отношения с Россией, Израилем, Ираном и Соединенными Штатами. Эксперты опасаются роста внутренних протестных настроений.

Во время президентства Барака Обамы Соединенные Штаты уступили свои позиции на Ближнем Востоке, их место быстро заняли Россия, Иран, «Исламское государство» и Саудовская Аравия. Складывание воедино разрозненных кусочков ближневосточной мозаики может оказаться весьма рискованным предприятием, но оно также открывает новые перспективы. При этом, даже будучи ослабленными, Соединенные Штаты продолжают оставаться важнейшей стабилизирующей силой в регионе Ближнего Востока, констатирует Дэвид Игнатиуc на страницах