Один из разработчиков боевого отравляющего вещества “Новичок” Вил Мирзаянов дал интервью “Радио Свобода”, рассказав, чем отличается случай Алексея Навального от аналогичного покушения на жизнь Сергея и Юлии Скрипалей в британском Солсбери в марте 2018 года.
По его словам, разновидность “Новичка”, которую применили против Навального, может быть в разы более опасной, чем яд, использованный российскими спецслужбами при отравлении экс-полковника ГРУ.
Мирзаянов предположил, что отравляющее вещество попало в организм оппозиционера через желудок, поэтому Новичок мог быть не опасен для окружающих. Это, по его утверждениям, означает, что те, кто стоял за покушением в Солсбери, сделали работу над ошибками.
“Важен метод использования. Сергей и Юлия Скрипаль отравились при попадании “Новичка” через кожу, определенная доза вещества попала на их руки. В их случае “Новичок”, скорее всего, попал в пищеварительный тракт. Мне кажется, в этот раз использовали другую версию, а именно “Новичок” под кодовым названием А-261. Вместо вещества амидиновой группы они присоединили к молекуле “Новичка” гуанидин. Это сделал еще автор “Новичка” Петр Кирпичев. Во-первых, зто дало возможность повысить токсичность почти в 10 раз по сравнению с тем веществом, которое было использовано в Солсбери. Во-вторых, это уже твердое вещество. Его можно смешать с сахаром, добавить в пакетик с чаем. Чтобы убить им человека, достаточно нескольких миллиграмм”, — сказал Мирзаянов.
Он добавил, что, возможно, отравители специально “добавили такое количество, чтобы Навальный не умер”. “Может быть, цель была не убить, а вывести из строя и оставить инвалидом”, — отметил он.
Вместе с тем, Мирзаянов подчеркнул, что ему “неизвестны случаи полного восстановления после отравления фосфорорганическими боевыми отравляющими веществами”. Ацетилхолин (органическое соединение, баланс которого в организме нарушается при отравлении ингибиторами холинэстеразы, такими как “Новичок”) отвечает за передачу сигналов головного мозга нашим функциональным органам — за зрение, мускулы, пищеварение. В результате отравления некоторые из этих связей могут быть необратимо повреждены, или повреждены наполовину”, — подытожил ученый.
Вил Мирзаянов проработал в государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) с 1965 по 1992 годы. Этот институт курировали министерства военно-промышленного комплекса и КГБ СССР.
Источник: 9tv.co.il