Президент Турции назвал Крым украинским и создал совместный оперативный центр с США

Президент Украины Владимир Зеленский приехал с государственным визитом в Анкару. Как сообщает турецкое государственное агентство “Анадолу”, президент Реджеп Тайип Эрдоган встретил Владимира Зеленского у парадного входа в президентский комплекс. Прозвучали государственные гимны двух стран. Президент Украины приветствовал строй почетного караула словами: “Merhaba, Asker!”

В ходе совместной пресс-конференции турецкий президент заявил о твердой поддержке Анкарой территориальной целостности Украины. Эрдоган подчеркнул, что “Турция не признала и не признает незаконной аннексии Крыма”.

“Для нас и впредь будет приоритетом продолжение присутствия наших соотечественников на их исторической родине в Крыму, сохранение их идентичности и культуры, гарантирование их основных прав и свобод”, – заявил турецкий лидер.

Кроме того, Эрдоган объявил на пресс-конференции о создании совместного оперативного штаба с американцами по формированию “мирного коридора” в Сирии.

“Важно было сделать этот шаг на востоке Евфрата, и мы делаем его с американцами”, – сказал Эрдоган. По его словам, соответствующее решение было принято по итогам переговоров военных делегаций Турции и США. Эрдоган отметил, что трехдневные переговоры прошли в позитивном ключе.

Это публичное заявление Эрдогана прозвучало резко и однозначно на фоне непростой политической ситуации, в которой находится турецкий лидер, пытающийся “усидеть на двух стульях”, извлекая выгоду из дружбы с Западом и с Россией.

“Самолетная сделка” Турции по покупке американских истребителей F-35 уже практически сорвана из-за того, что Эрдоган одновременно закупает у России комплексы ПРО С-400. В конце июля власти США приняли решение исключить Турцию из программы F-35.

Вместе с тем, туркам не слишком нравится политика России в Сирии. Хотя напряженность, возникшее после того, как турецкими ПВО был сбит российский самолет, уже спала, интересы России в Сирии все равно противоречат турецким.

Эрдоган, поощряющий исламистов-суннитов, сотрудничавший с ИГИЛом и пытающийся помешать режиму Асада додавить исламистскую оппозицию, стремится не допустить бойни в Идлибе. Многие группировки в Идлибе фактически находятся на обеспечении Эрдогана, официальная пресса асадовского режима называет их “турецкими пешками”. Анкара платит им жалование и поощряет захват земель в Сирии, находящихся под контролем “Сирийских демократических сил”, состоящих в основном из курдов.

Война Эрдогана против курдов, в свою очередь, противоречит интересам США, которые считают эти формирования своим главным союзником в борьбе с ИГИЛом. Во всем этом запутанном клубке отношений громкое заявление о том, что Турция не признает аннексию Крыма – скорее всего, сигнал в адрес России о том, что Эрдогану не нравится ни происходящее в Сирии, ни обстановка в черноморском регионе. Кроме того, Эрдоган дает понять Путину, что хотя он и предпочел Россию США в вопросах вооружений, но он действует самостоятельно и не пляшет ни под чью дудку.

Теперь российским властям придется думать о том, как поступать со строптивым турецким “султаном”, проглотить ли полученное оскорбление или ответить ударом на удар.