Как изменится арендное землепользование в АПК

Верховная Рада Украины в ближайшее время рассмотрит законодательные инициативы, которые усовершенствуют земельные отношения в агропромышленном комплексе. Об этом сказал народный депутат, член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Смитюх на круглом столе, организованном изданием “Юридическая практика” и ЮК Jurimex, “Перспективы арендного землепользования в АПК”, который прошел в в Пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ (Киев, ул. Шамрыло, 23).

В частности, Смитюх отметил, что профильный комитет рассматривает вопрос законодательного ограничения аренды сельхозземель крупными агрохолдингами. “Большие агрохолдинги, имеющие в своем распоряжении по 200-400 тыс. га земли, негативно влияют на рынок: уменьшается конкурентоспособность, падает занятость населения, производится минимум культур – в основном зерно. Это приводит к тому, что сокращается производство в мясомолочной промышленности, уменьшается доля овощной и фруктовой составляющей. Для примера: занятость населения в производстве овощей и фруктов в 25 раз выше, чем в производстве зерна”, – отметил Смитюх.

По словам народного депутата, в парламентском комитете по вопросам аграрной политики и земельных отношений есть полная поддержка по всем вопросам, касающихся собственности, защиты прав, рационального использования земельных ресурсов. “Все эти законопроекты будут рассмотрены парламентом в ближайшее время”, – пообещал Смитюх.

В свою очередь, о проблемах применения законодательства об аренде земли заявляет и судебная власть. В частности, судья, секретарь Пленума Высшего хозяйственного суда Украины Геннадий Кравчук обратился к законодателям с просьбой решить вопрос определения подсудности рассмотрения споров. По его словам, вопрос разграничения юрисдикции хозяйственных и административных судов остается актуальным при рассмотрении земельных споров. “Подсудность споров относительно земельных отношений остается размытой. “Как известно, судьбой земель государственной и коммунальной собственности занимаются центральные и местные органы власти. На сегодня юристы и адвокаты могут в некоторой степени этим манипулировать. Парламент должен определить, какой суд все-таки должен рассматривать земельные споры”, – подчеркнул Кравчук. По его словам, все споры, связанные с землями, которые находятся в хозяйственном обороте, должны рассматриваться исключительно в хозяйственных судах.

Партнер ЮК Jurimex Александр Шишканов остановился на нюансах продажи права аренды земель сельхозназначения. По его мнению, использование такого права позволит ускорить и удешевить процедуру передачи прав аренды земельного участка. В то же время, использование такого механизма таит в себе ряд рисков, в частности, налоговых, а особенно для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.

Продолжая тему налогообложения, юрист ЮК Jurimex Наталия Бойко рассказала о последней практике Верховного Суда Украины относительно права налоговых органов доначислять суммы налоговых обязательств по аграрной плате за земельный участок на основании увеличения размера земельного налога.

Юрист ЮК Jurimex Мария Полищук озвучила критерии, по которым Антимонопольный комитет Украины определяет монопольное положение на аренду земельных участков в границах определенного региона. Монопольное положение сельских хозяйств, как рассказала г-жа Полищук, имеет место, когда один субъект предпринимательской деятельности (СПД) занимает более 35%, два или три СПД занимают более 50%, 4-5 СПД – более 70% рынка в пределах одного региона. Также Полищук затронула вопрос товарных и географических границ рынка: “Если арендодателем выступает физическое лицо – границами являются пределы населенного пункта”. Также Полищук подчеркнула, что единственным органом, который определяет монопольное положение на рынке, является АМКУ, а хозяйственные суды на это не уполномочены.

 

Юрист ЮК Jurimex Мария Полищук озвучила критерии, по которым Антимонопольный комитет Украины определяет монопольное положение на аренду земельных участков в границах определенного региона. Монопольное положение сельских хозяйств, как рассказала г-жа Полищук, имеет место, когда один субъект предпринимательской деятельности (СПД) занимает более 35%, два или три СПД занимают более 50%, 4-5 СПД – более 70% рынка в пределах одного региона. Также Полищук затронула вопрос товарных и географических границ рынка: “Если арендодателем выступает физическое лицо – границами являются пределы населенного пункта”. Также Полищук подчеркнула, что единственным органом, который определяет монопольное положение на рынке, является АМКУ, а хозяйственные суды на это не уполномочены.

Залишити відповідь