Вы решили переоборудовать помещение офиса? Или, может быть, вам предстоит открывать новый филиал фирмы? Тогда вам надо знать, что в создании имиджа организации важную роль играет офисная мебель. От нее зависит психологический комфорт как посетителей, так и сотрудников фирмы.
Исходные данные: прежде всего вам необходимо знать размеры помещения, количество сотрудников, предполагаемое число посетителей и, конечно, сумму, которую вы готовы потратить на мебель.
На российском рынке нижняя планка стоимости одного рабочего места – около $200. Обычно это стол, подкатная тумба, кресло и небольшой шкаф для документов. Стоимость мебели для среднего офиса (5 человек) составляет, таким образом, порядка $1000. Если вы готовы потратить эту (или большую сумму), то для продавца вы – Большой Босс. Помните об этом и требуйте соответствующего отношения к себе. Торговцы избалованы возросшим за последнее время спросом на мебель, поэтому дайте им понять, что вы реально заинтересовались их мебелью, и они расскажут о ней все, что вам необходимо знать. Сделать это лучше всего, грамотно задавая вопросы.
Что нужно знать о мебели? Первый параметр мебели – ее качество. Оно зависит не от страны-производителя, а от того, сколько денег производитель вложил в производство. Поэтому хорошая мебель может быть и украинской, и российской, и малазийской, и итальянской. Качество – показатель комплексный и складывается из соответствия нескольким основным требованиям. Офисная мебель должна быть удобной и конструктивно продуманной. В ней должны присутствовать все элементы, необходимые в офисе. Узнайте, есть ли в данной серии то, что может понадобиться вам не только сегодня, но и позже. Бывало, что, столкнувшись с необходимостью расширения офиса, клиент с удивлением узнавал об отсутствии в данной серии шкафов для одежды.
Разнообразие элементов обеспечивает встраивание мебели в любое помещение, а мебель, в идеале, обеспечивает различные конфигурации рабочих мест. На российском рынке существуют серии, в которых 100-120 элементов. Желательно найти именно такую серию. Если помещение вашего офиса нестандартное, то часть предметов лучше заказать. Современные тенденции в мире мебельного дизайна предполагают использование криволинейных и асимметричных конструкций. Возможно, вам прекрасно подойдет изогнутый стол или стол, дополненный оригинальным элементом. Наличие дополнительных элементов незначительно увеличит сумму заказа, но позволит сделать офис своеобычным.
В число элементов серии должны входить такие, которые позволят сформировать reception (приемную со специальными стойками выше основного уровня столов). Мебель должна учитывать современные тенденции в организации бизнеса (компьютеризацию и проч.), поэтому в серии желательно наличие компьютерных столов, столиков для оргтехники, подставок.
Предполагается, что офисная мебель будет легко собираться и разбираться. Не забудьте получить у продавца схему, по которой рабочие смогли бы собрать мебель (8-10 мест) за 1-2 часа. При этом после однократной сборки-разборки мебель должна выглядеть как новая.
Узнайте у продавца, какая фурнитура идет на данную мебель. Большинство серий, независимо от страны-производителя, оснащается итальянской фурнитурой. При осмотре мебели убедитесь, что на полках в шкафах (или там, где винты вкручиваются непосредственно в ДСП) нет следов опилок, а материал покрытия не отслаивается.
Покупайте долговечную мебель. Это пригодится вам и в том случае, если через какое-то время вы захотите ее сменить/продать или переехать в другое помещение. На срок службы мебели влияет материал и покрытие основы, его сопротивление внешним воздействиям. В этом плане ДСП – не самый плохой вариант. Ее применение оправдано с технологической точки зрения: позволяет создать ровную поверхность для нанесения поверхностного слоя, легче кроится, режется и отделывается, чем натуральные материалы. ДВП, состоящая из еще более мелких частиц, нежели ДСП, технологичнее, меньше подвержена размоканию при случайном и, как правило, агрессивном воздействии влаги (когда прорывает трубу отопления или кондиционирования). Мебель из ДВП гораздо неприхотливее в использовании, чем мебель из натуральных материалов.
Мебель, отделанная натуральным шпоном, капризна, требует осторожного обращения. Если вам необходим цвет поверхности, напоминающий натуральные породы дерева, советуем остановиться на мебели, покрытой ламинатом (бумага на основе мелеминформальдегидных смол). На нее легко наносятся любые цвета, в том числе рисунки, имитирующие натуральное дерево. Единственный недостаток – малая износостойкость поверхности. Без толстого слоя такая поверхность легко истирается, царапается, не терпит высокотемпературных воздействий.
Более приспособлена к офисным условиям мебель, облицованная меламином – относительно толстым слоем полимерного покрытия. Толщина его и методы нанесения на поверхность ДСП или ДВП могут быть разными, разной будет и сама поверхность, а достоинства и недостатки одинаковые. К достоинствам можно отнести превосходную для офисных условий износо- и термостойкость, к недостаткам – ограниченные возможности имитирования натуральных пород.
Итак, если вам необходима мебель, выполненная или отделанная натуральным деревом, – не экономьте. Хорошая мебель стоит немалых денег. Если захотелось иметь мебель классических, натуральных оттенков и вы можете обеспечить ей «неэкстремальные» условия эксплуатации, советуем ламинированную мебель. Ну а если в вашем офисе постоянно царит оживление, сотрудники курят за рабочими столами или пьют кофе, оптимальным выбором могла бы стать мебель, покрытая меламином.
Почувствуйте разницу. Желательно, чтобы вы самостоятельно смогли убедиться во всех свойствах выбираемой мебели. Для этого у продавца должна быть экспозиция образцов мебели. Бывает, что мебелью торгуют по каталогам и «спилам» (образцам поверхности). Но предложенного вам образца поверхности размером 15х15 см может оказаться недостаточно, чтобы оценить все свойства предлагаемой мебели.
«Утром – деньги, вечером – стулья». Если после консультации с продавцом вы сделали выбор, то надо обсудить условия оплаты. Обычно это предоплата, если мебель в наличии. Если мебель придется заказывать и ждать (сроки разные: от недели для российской серии и до месяца для итальянской), то можно согласиться на частичную предоплату (в качестве подтверждения заказа). Можно договориться о предоплате в размере 40%. Если мебель будут завозить специально для вас, то лучше заказ все-таки оплатить, чтобы зарезервировать товар и усилить психологическую ответственность продавца (при несоблюдении сроков поставки у вас появляется дополнительный «рычаг давления»). Но возможно, что предстоит плановый завоз нужных вам позиций, и оплатить можно будет позже; кроме того, у вас останется время на размышления. Вообще мебель лучше начать выбирать месяца за полтора до крайнего срока. Чем меньше времени остается, тем меньше выбор.
Цена. Если вам понравилась какая-либо серия мебели, постарайтесь понять, кто из торговцев стоит ближе к производителю. Московские оптовики зачастую являются дилерами друг друга, что позволяет им предлагать расширенный ассортимент. Если у российской фабрики несколько дилеров, то вряд ли они соблюдают единую ценовую политику. Если же фабрика находится в дальнем зарубежье, то цены могут отличаться в несколько раз. Постарайтесь как можно больше узнать о политике скидок каждой компании. В принципе, заказ от $600 может считаться мелкооптовым или оптовым – в зависимости от размеров компании. На него уже должна быть какая-либо скидка. Обычно мелкооптовые скидки около 10%, оптовые – от 15 до 20%, дилерские – от 20 до 40% и более.
Убедите продавца в том, что вы будете его постоянным клиентом в том случае, если вам подошли его условия. Дополнительные услуги (компьютерная расстановка мебели, доставка, сборка) вы можете при желании добавить в заказ. В том случае, если таких услуг нет, вы можете попросить дополнительную скидку, обосновав ее тем, что вам подобные услуги придется заказывать за свой счет (или что такие услуги оказывают конкуренты).