Рынок морских перевозок — важная частью российской транспортной инфраструктуры. Россия занимает пятое место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира по объему морской внешней торговли. Доля морского транспорта во внутренних грузоперевозках РФ составляет около 1%, однако во внешнеторговом грузообороте России, более 60% всех перевозок осуществляется с участием морского транспорта. Данный дисбаланс объясняется тем, что внутри страны выгоднее и эффективнее перевозить грузы железнодорожным транспортом или использовать трубопровод, в то время как для перевозки грузов в страны азиатско-тихоокеанского региона и Америки, преимущественно используется морской транспорт.
Россия занимает 13 место в мире по объему дедвейта транспортного флота фактически контролируемого российскими судоходными компаниями. Общая численность флота российских грузоперевозчиков, на сегодняшний день, составляет порядка 1500 судов с суммарным дедвейтом около 12 млн тонн. Однако стоит отметить, что в российской федерации зарегистрированы суда, грузоподъемностью менее 3,2 млн тонн, остальные ходят под иностранными флагами. Подобная ситуация обосновывается тем, что иностранные банки кредиту т судоходные компании на длительный срок (77-9 лет) и под достаточно низкий процент (66-8%), принимая в качестве обеспечения по кредиту само судно, которое в последствии регистрируется в государствах с низким налогообложением, например, Греция, Кипр, Либерия. В России же, для регистрации судов приобретенных за границей, от судовладельцев требуется единовременная оплата таможенных и налоговых сборов, которые, в совокупности, составляют порядка 24% от стоимости приобретенного судна. В целях урегулирования сложившейся ситуации, в 2006 году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». В долгосрочной перспективе, данный закон может поспособствовать развитию российской судостроительной промышленности и повысить конкурентоспособность российского флота на мировом рынке.
В тройку крупнейших российских судоходных компаний входят ОАО «Совкомфлот», ОАО «Новошип» и ОАО «ДВМП». Также морскими перевозками занимаются – Приморское морское пароходство, Мурманское морское пароходство, Северное и Сахалинское морские пароходства.
100% акций ОАО «Совкомфлот» принадлежат государству. Общая численность флота компании составляет 53 судна, из них 42 — танкеры. Суммарный дедвейт судов более 4,2 млн. тонн, танкеров — 4,1 млн. тонн. Основная деятельность компании — транспортировка энергоносителей.
ОАО «Новошип занимает второе по величине место на рынке морских перевозок в РФ. Флот компании состоит из 62 судов, суммарным дедвейтом 3,8 млн. тонн. Компания специализируется на перевозках энергоносителей. Более 50% акций компании принадлежит государству.
Дальневосточное морское пароходство осуществляет контейнерные перевозки грузов в каботаже (между портами Дальнего востока) и на международных линиях (Южной Кореи, Японии, Китая, Тайваня, Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии и США). Основным акционером ДВМП является группа «Промышленные инвесторы». Доля группы в уставном капитале пароходства составляет порядка 64%.
Приморское морское пароходство специализируется на транспортировке нефти и нефтепродуктов. В составе флота ПМП 26 анкеров суммарным дедвейтом более 1 млн. тонн. Из них — 20 анкеров усиленного ледового класса.
Мурманское морское пароходство занимается перевозкой насыпных грузов, а также нефти и нефтепродуктов по трассе Северного морского пути между портами РФ и на экспорт. Основным акционером пароходства является ООО «Арктические технологии» (661,55% акций). Флот пароходства состоит из 47 судов, суммарным дедвейтом 1 013,6 тыс.тонн.
Северное морское пароходство занимается перевозками леса, лесоматериалов и прочих навалочных грузов из Архангельска и Санкт-Петербурга. Сахалинское морское пароходство фактически связывает остров с материком