Про что фильм “Укрытие”?

Провинциальный работяга Кертис вместе с женой растит глухонемую дочку и копит на слуховые импланты. Внезапно его начинают посещать кошмарные видения о надвигающейся буре, которая не пощадит никого, кто окажется на ее пути. Кертис знает, что видения могут быть симптомом душевной болезни, потому что его мать живет в лечебнице и ее психика расстроилась в том возрасте, которого Кертис только что достиг. Однако мужчина ничего не может с собой поделать. Он так боится бури, что вкладывает все деньги в постройку убежища и продолжает строить даже тогда, когда его увольняют с работы.

Посмотреть фильм можно на http://onlyfilms.org, теперь перейдем к сюжету. Что такое «Укрытие»? Это хоррор для интеллектуалов, примечательное артхаусное зрелище, которое не пользуется стандартными «ужастиковыми» приемами вроде внезапных выкриков или игр с освещением. Вместо этого начинающий постановщик из штата Арканзас Джефф Николс, получивший за «Укрытие» охапку фестивальных призов, долго и тщательно выстраивает атмосферу ожидания чего-то страшного – то ли смерча, то ли психического срыва, то ли апокалиптической трагедии вроде той, которая уничтожила Землю в «Дороге». Ничего особенного при этом на экране не происходит (разве что птицы, на взгляд главного героя, выписывают в небе странные кренделя), но к кульминации ленты внимательным зрителям становится по-настоящему жутко.

К сожалению, невнимательные зрители, пришедшие в кино развлекаться, останутся разочарованными. Как я уже написал, «Укрытие» – фильм для интеллектуалов, для тех, кто быстро ловит подтексты и любит рассуждать о соотношении реального мира и человеческого восприятия. Картина Николса требует зрительского сотворчества и провоцирует на размышления после просмотра, но она мало что может предложить тем, кто жаждет адреналина и терпеть не может, когда на экране два часа показывают обычную жизнь обычного рабочего, который даже умом трогается скучно и буднично. Ни тебе блуждания с топором, ни поедания человеческой плоти с фасолью, ни забегов наперегонки с девственницами.

На мой взгляд, «Укрытие» бы выиграло, если бы в нем было больше реверансов в адрес «простой» публики и если бы к превосходной актерской игре (если вы не знаете Майкла Шэннона, фильм заставит выучить его имя) прилагалось более динамичное медитативное действие. Американские зрители, правда, могут настроиться на волну ленты, если воспримут Кертиса как «своего» и начнут искренне переживать из-за его проблем с женой, работой и страховкой. В России же скорее просыпается зависть к скромному «синему воротничку», который живет в большом доме, строит солидное убежище и может скопить дочке на весьма дорогостоящее лечение глухоты. Как говорится, что американцу хоррор, то русскому – несбыточная мечта.

Впрочем, как показала Вторая мировая война, прятаться от бомб в московском метро куда безопаснее, чем в популярных в военной Британии семейных убежищах. Так что не факт, что в случае чего американцев выживет больше, чем россиян.

Рецензию написал Иван Иванов.