Дефолт в большом городе. Риски повторения Детройта в Украине

Дефолт в большом городе. Риски повторения Детройта в Украине

Доступ к заемным средствам для украинских городов – более острая проблема, чем погашение задолженности. Муниципалитетам не дают дешевых денег.

Дефолт американского индустриального мегаполиса Детройта, в котором были сконцентрированы производственные мощности американского автопрома, становится поучительным примером для муниципальных властей, активно привлекающих заемное финансирование.

Ведь с похожими проблемами в перспективе могут столкнуться многие узкоспециализированные индустриальные города, в том числе расположенные в Украине. «Монопрофильность экономики и зависимость доходной части бюджета от одного или нескольких плательщиков, занятых в одной отрасли, существенно повышает чувствительность местного бюджета к экономическим рискам, – объясняет природу явления генеральный директор Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Станислав Дубко.

– Реализацию таких рисков отражает банкротство Детройта, обусловленное перманентным сокращением налоговой базы из-за закрытия предприятий автомобильной промышленности и существенного оттока населения».

В данный момент украинским населенным пунктам дефолт не грозит. Пока большинство из них, за исключением столицы, имеют умеренную долговую нагрузку и острую нужду в дополнительном финансировании. По оценкам Станислава Дубко, из-за высокого износа коммунальной и транспортной инфраструктуры потребности в привлечении дополнительных ресурсов для реализации капиталоемких муниципальных проектов исчисляются десятками миллиардов гривень и продолжают ежегодно расти.

В сложившейся ситуации городам приходится либо консервировать нарастающие проблемы, либо выходить на рынок заемного капитала. «Муниципальные власти привлекают заемные средства путем выпуска облигаций внутреннего местного займа, заключают кредитные соглашения с коммерческими банками, а также активно участвуют в реализации совместных проектов с международными финансовыми организациями (ЕБРР, Мировым банком и другими).

В последнем случае кредиты оформляют на себя коммунальные предприятия под гарантию горсоветов, что формально не приводит к росту прямого долга органов местного самоуправления», – рассказывает о существующих возможностях для городов Станислав Дубко.

Надежность украинских муниципальных заемщиков местные рейтинговые агентства оценивают как достаточно высокую, а среди факторов, позитивно влияющих на уровень их кредитоспособности, называют диверсификацию городской экономики, умеренную концентрацию поступлений в бюджет по основным налогоплательщикам, невысокую долговую нагрузку и достаточную консолидацию ветвей власти.

В то же время, по мнению Станислава Дубко, на своевременность расчетов по долговым обязательствам могут повлиять операционные риски. В качестве примера собеседник ЛІГАБізнесІнформ упоминает отмеченную в 2010 году задержку выплаты процентов по облигациям серии А Львова из-за несвоевременного исполнения платежного поручения Львовского горсовета Казначейством вследствие низкой ликвидности бюджетной системы.

При этом городские власти были готовы обслуживать свои долговые обязательства и приняли необходимые меры для технического обеспечения их выполнения. Напомним, в 2013 году из-за обострившегося дефицита средств на казначейском счету, местные власти повсеместно сталкиваются с блокировкой своих платежей. Углубление подобных проблем сделает затруднительным дальнейшее привлечение заемного капитала на реализацию инфраструктурных проектов.

Единичные прецеденты нарушения графика выполнения долговых обязательств украинскими муниципальными заемщиками также имели место в период кризиса 2008-2009 годов. По мнению директора департамента инвестиционно-банковских услуг инвесткомпании Альтана Капитал Павла Мишустина, самым громким инцидентом был дефолт Одесского горсовета, который на долгие годы пошатнул кредитную историю города и затормозил развитие сегмента муниципальных облигаций.

Речь идет о случае с кредитом на сумму 50 млн. швейцарских франков, который был предоставлен Одессе банковской группой BNP Paribas Finance PLC. Намерения одесских властей пролонгировать этот займ привело к понижению долгосрочных рейтингов Одессы.

«В период кризиса у ряда городов из-за недовыполнения плановых показателей доходной части местных бюджетов возникла необходимость реструктуризации долговых обязательств, – комментирует гендиректор UCRA Станислав Дубко. – Так как снижение динамики поступлений в городские бюджеты имело временный характер, платежи по реструктуризированным обязательствам далее выполнялись своевременно и в полном объеме».

Киев является единственным украинским городом, который провел успешное размещение двух выпусков евробондов на общую сумму $550 млн. (около 4,4 млрд. грн.) под 8-9,375% годовых. Остальные украинские города пока таким инструментом не воспользовались. Павел Мишустин напоминает о том, что возможности выпуска евробондов серьезно изучались Харьковским горсоветом, однако из-за финансового кризиса подобные планы так и не были осуществлены.

Впрочем, собеседник ЛІГАБізнесІнформ считает выпуск гривневых инструментов более предпочтительным для городов, которые, как правило, не имеют доходов в валюте. «Более низкая процентная ставка по валютным займам нивелируется валютными рисками, реализация которых в период финансовой нестабильности может оказать существенное давление на состояние городских финансов, – уточняет Станислав Дубко.

С другой стороны, возможности отечественных городов выходить на внешние рынки на выгодных условиях ограничивает невысокий суверенный рейтинг Украины». Ограниченные доходы местных бюджетов также являются сдерживающим фактором для привлечения займов на внешних рынках.

»Теоретически разместить облигации могут только города-миллионники, так как размер выпуска евробондов должен начинаться со $100 млн. Но даже для сегодняшних бюджетов наших крупных городов это очень большая сумма», – объясняет ситуацию председатель совета директоров группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU) Валерия Гонтарева.

Общий объем столичных облигаций, которые обращаются на внутреннем рынке Украины, достигает 5,4 млрд. грн. Выпуски муниципальных бумаг остальных городов в совокупности составляют не более 577,5 млн. грн. Кроме столичных облигаций на рынке сейчас обращаются бумаги Харькова, Донецка, Запорожья, Черкасс, Кременчуга, Луганска и Автономной республики Крым. Станислав Дубко долговую нагрузку на региональных заемщиков характеризует как низкую или умеренную.

Ведь объем прямого долга большинства из них не превышает 30% доходной части соответствующих местных бюджетов. По информации собеседника ЛІГАБізнесІнформ, в текущем году на рынок муниципальных заимствований планируют выйти еще два города – Винница и Луганск, которые уже имеют позитивный опыт выпуска и погашения облигаций внутреннего местного займа.

В то же время эксперты считают рыночную конъюнктуру далеко не самой удачной для новых размещений муниципальных бумаг. «Выпуск по ставке менее 16% годовых мог бы провести только Киев, но рефинансирование уже существующей значительной долговой нагрузки по высоким ставкам невыгодно для города. К тому же, более высокую доходность могут не согласовать в Минфине. Да и самим городам привлекать финансирование для долгосрочных программ и капитальных инвестиций по такой стоимости совершенно нецелесообразно», – считает Павел Мишустин из Альтана Капитал.

По информации собеседника ЛІГАБізнесІнформ, обращающиеся на рынке муниципальные бумаги инвесторы используют для диверсификации и держат в портфелях до погашения. Если конъюнктура ухудшается, продать их по рыночной доходности зачастую становится сложно. Спрос на такие гривневые облигации минимален. В сложившейся ситуации альтернативой для городов могут стать банковские кредиты.

По словам Павла Мишустина, в 2010-2011 годах имея ограниченные возможности для размещения необеспеченных займов, некоторые муниципалитеты начали привлекать банковское финансирование – в частности, от крупных российских банков, готовых кредитовать большие города по достаточно интересным ставкам.

Источник: www.banki.ua

Залишити відповідь