Патриотизм в оккупированном Донецке: люди «сливают» боевиков и учат украинский язык

52044_4Патриоты ищут репетиторов по «мове» и передают информацию ВСУ
Они не выделяются в толпе обычных жителей Донецка, не привлекают внимания местных «органов безопасности» и не всегда знают украинский язык. Они ходят по одним улицам со сторонниками т.н. «ДНР» или работают с ними в одном учреждении. Они хотят, чтобы побыстрее закончилась война, и ждут, когда над Донецком поднимутся желто-синие флаги. Они — украинские патриоты. «Сегодня» поговорила с некоторыми из них и узнала, как им живется в оккупированном городе.

ДЕФИЦИТ «МОВЫ». «В 2014-м мы не верили, что все это надолго затянется. Думали, что вот-вот наш город вернется под контроль Украины. Потом стало понятно, что так быстро все не закончится, и пришлось подумать о том, как выживать. Все долго и мучительно думали: уезжать или остаться. Я решил остаться, потому что кто-то же должен в Донецке быть из нормальных людей, кто-то же должен встречать наших», — поделился с нами дончанин Александр.
Протестовать, переубеждать любителей «республик», агитировать за Украину — этого нет. Опасно для жизни и бесполезно. «У нас же в городе, считай, одни старики и остались. Реально скучают по колбасе за 2,2 и хотят не в Россию даже, а в СССР. Мы на своих детях сосредоточены, их воспитываем людьми, а не предателями», — говорит дончанин.

Проукраинские дончане не собираются в подпольные кружки и не читают при свечах стихи Шевченко. Но стараются учить украинскому своих детей. «В школах украинский язык и литературу преподают по одному уроку в неделю. Дома мой ребенок зубрит стихи Леси Украинки, учится писать без ошибок, иногда мы с ней разговариваем по-украински. У соседей сын-выпускник, зарегистрировался на внешнее тестирование, хочет поступать в украинский вуз. Говорит, что у него больше чем полкласса таких же ребят. Ищут дефицитного в Донецке репетитора по «мове», чтобы подтянуться перед экзаменами», — поведала дончанка Лилия. По ее словам, в книжных магазинах Донецка продаются книги на украинском языке. «Когда-то видела, как купили две книжки о Гарри Поттере на украинском, берут охотно сказки детям», — говорит она.

НАШИ В ГОРОДЕ. Зачеркнуть набившую оскомину аббревиатуру «ДНР» на стене гаража, выйти в желто-синем сочетании одежды, поставить на телефон рингтон с украинской песней да нарисовать на заборе трезубец как знак «наших в городе» — это забавный, на первый взгляд, список тихих протестов. Но именно украинские патриоты провожают глазами колонны военной техники, идущие по дорогам, подсчитывая количество машин и отмечая опознавательные знаки на кабинах. Потом информация передается куда надо. «Мы не наводчики. Мы хотим, чтобы оккупанты исчезли из нашего города. И поэтому мы помогаем армии нашей страны, — говорит дончанин Петр. — Информацию передаем по смс, с запасных телефонов, друзьям, которые на фронте. Когда в ответ на смс, к примеру, «10 грузовиков гаубица центр в сторону аэропорта», приходит «плюсик», значит, информация принята к сведению. Все сообщения стираются, телефон перезагружается».
ДВЕ СВОДКИ. Военный эксперт Дмитрий Тымчук подтвердил, что дончане активно помогают Вооруженным силам. «С 2014 года мы работали в формате двойной сводки. Одну мы даем для публикации в СМИ, а информацию по перемещениям сил и средств боевиков — в СБУ и военную разведку. Эту информацию мы как раз и получали от местных жителей, — рассказал «Сегодня» Тымчук. — Но «министерство госбезопасности ДНР» работает достаточно эффективно, и у боевиков периодически вспыхивают приступы паранойи — это влияет на настроение местных жителей. Боясь за свои жизни, далеко не все местные готовы к каким-то активным действиям».

Социолог Егор Игнатьев рассказал «Сегодня», что в Донецке уже нет людей с нейтральной позицией: все уже определились в поддержке либо т.н. «ДНР», либо Украины. «Нельзя сказать, что жители оккупированной части Донбасса, сохранившие проукраинские взгляды, слепо верят украинским политикам. Это люди с сохранившимся критическим мышлением, и поэтому не меняют своих убеждений. Патриоты видят, как было до и как стало после, видят все «прелести» жизни в «ДНР». Конечно, находясь на той территории, вряд ли кто-то осмелится открыто осуждать власть боевиков. Там люди вынуждены жить в постоянном опасении за свои жизни и держать язык за зубами, — отметил Игнатьев. — Кстати, на контролируемой Украиной территории Донбасса есть сочувствующие «ДНР», но они не хотят переезжать жить в «республику»: я нигде не встречал статистики беженцев из Украины в «ДНР».