Foreign Policy: Перемирие в Сирии подталкивает Турцию к войне

na3001455703138Россия интенсифицировала бомбардировки и в данный момент активно сотрудничает с главными врагами Турции – курдами. Россия заинтересована в том, чтобы армия президента Башара Асада и сирийские курды смогли занять как можно больше территории до момента вступления в силу режима прекращение огня, отмечает обозреватель Foreign Policy Рой Гатмэн.

Соглашение, достигнутое между госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, которое в теории должно было стать первым шагом на пути к прекращению боевых действий в Сирии, на практике стало сигналом для России резко усилить бомбардировки городов, больниц и школ на севере страны. Все более тесное сотрудничество РФ с сирийскими курдами также увеличивает вероятность вступления в войну турецких вооруженных сил.

В подписанном в Мюнхене соглашении есть два существенных изъяна, подчеркивает Рой Гатмэн. Во-первых, до момента прекращения огня должна была пройти целая неделя, а во-вторых, у России осталась возможность продолжать бомбардировки “Исламского государства” и “Фронта аль-Нусра”, несмотря на то, что Москва уже давно не делает различий между этими террористами и более умеренными группами, поддерживаемыми США. Кроме того, соглашение не предусматривает никаких санкций в случае его несоблюдения, и значит, фактически не содержит механизма исполнения. Последние несколько дней наглядно продемонстрировали все перечисленные недостатки.

В понедельник, 15 февраля, российские или сирийские ракеты попали, как минимум, в три больницы, в результате чего одна из них, расположенная в городке Маарэт-эн-Нууман, была полностью разрушена, а две другие в Азазе были серьезно повреждены. В тот же день целями ВВС стали две школы в северной Сирии. Только в ходе этих атак погибли, по меньшей мере, 50 гражданских лиц. «Это было умышленное нападение. В течение часа повторялись удары по одним и тем же целям», – заявил Сэм Тейлор, представитель организации «Врачи без границ» в Сирии.
Оказалось, что Москва активизировала свои действия, направленные, в первую очередь, на города, находящиеся под контролем повстанцев и расположенные вблизи Алеппо, то есть на основном маршруте снабжения из Турции. Россия не скрывает, что координировала свои авиаудары с курдскими Отрядами народной самообороны (YPG), которые захватывали города и деревни, удерживаемые повстанцами, после интенсивных российских бомбардировок. Схема нанесения авиаударов свидетельствует о трех основных целях России:
1. Перекрыть для повстанцев трансграничное сообщение с Турцией, в том числе заблокировать поставки гуманитарной и военной помощи.
2. Окружить Алеппо и заставить вооруженную оппозицию покинуть город.
3. Помочь курдам захватить как можно больше территорий на севере Сирии.

Соединенные Штаты поддержали YPG в борьбе против ИГИЛ в северной Сирии, невзирая на дружественные отношения курдов с режимом Башара Асада и поддержку, которую им оказывала Россия. В этой связи Турция опасается, что курдские отряды народной самообороны будут занимать все новые и новые сирийские территории для того, чтобы в дальнейшем соединить их с курдской автономией в Ираке. Президент Эрдоган отдал команду начать бомбардировки позиций сирийских курдов, которые начались в субботу 13 февраля. Более того, турецкие официальные лица прямо заявили, что не потерпят новых захватов курдами территорий на севере Сирии, примыкающих к Турции.

Развитие событий в самое ближайшее время предсказать крайне сложно, пишет обозреватель Foreign Policy Рой Гатмэн. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в понедельник, 15 февраля, заявил, что Турция не допустит, чтобы город Азаз попал в руки сирийских курдов, которых Турция считает террористами, и добавил, что если курдские боевики двинутся в сторону Азаза, «они столкнутся с самой жесткой реакцией». Кроме того, Ахмет Давутоглу предупредил, что «если Россия продолжит вести себя подобно террористической организации, вынуждающей гражданское население покидать свои дома, мы дадим решительный отпор».
В то самое время как Давутоглу произносил эти громкие фразы, силы YPG объявили о захвате еще одного населенного пункта неподалеку от Азаза. И, несмотря на это, министр обороны Турции Исмет Йилмаз 14 февраля исключил возможность одностороннего ввода наземных войск в Сирию. Другие официальные лица Турции неоднократно заявляли, что Анкара будет предпринимать решительные действия только при условии поддержки со стороны американских ВВС, что на сегодняшний момент кажется маловероятным из-за возможности прямого столкновения с Россией.

Правительство США раскритиковало, как Турцию за нанесение ударов по отрядам сирийских курдов, так и самих курдов за захват новых территорий, находившихся под контролем поддерживаемых США повстанцев. По мере эскалации боевых действий на севере Сирии, остается абсолютно непонятным, на чьей все-таки стороне находится Вашингтон, и что он готов сделать, чтобы повлиять на стремительно ухудшающуюся ситуацию в регионе, пишет Рой Гатмэн.