Если завтра аншлюс. Как Беларусь может стать новым врагом Украины

2015_09_18_shield_close_09_900_549x368Белорусы продолжают гадать о том, что имел ввиду глава РБ Александр Лукашенко, заявляя о готовности изменить Конституцию государства под воздействием “новых проблем, вызовов”. События минувших октября-ноября, – а именно очередное экономическое противостояние с Россией, инициирование российскими федеральными СМИ антибелорусской информационной кампании, появление сведений о переброске в 2017 году в Беларусь большого числа российских войск, тревожат небезразличных граждан, ожидающих самого худшего развития ситуации. Вплоть до утраты даже видимости суверенитета и независимости их страной.

На минувшей неделе сразу несколько представителей оппозиции поделились своими опасениями на этот счет. Бывший политзаключенный и экс-кандидат в президенты Николай Статкевич ввел пункт “угроза суверенитету и независимости Беларуси” в программу учредительного съезда нового оппозиционного объединения. Координатор гражданской кампании “Европейская Беларусь” Дмитрий Бондаренко заявил, что “возможно независимость Беларуси придется защищать уже в следующем году”. Более конкретно высказался по теме тревожного будущего лидер общественного движения имени Юрия Захаренко “Защитники Отечества” Олег Волчек: “Готовится референдум об объединении Беларуси с Россией”.

Следует признать, что такое утверждение может иметь под собой основания. Напомним: Беларусь уже является частью всех интеграционных объединений с Россией. От ОДКБ, подразумевающей общую военную стратегию стран – членов, до Таможенного союза. Экономическая зависимость РБ от РФ чрезвычайно велика, и сейчас РБ, как и РФ переживает экономический кризис. Несмотря на очевидную пагубности модели завязанности экономики первой на вторую, варианты о переориентации белорусским руководством всерьез не рассматриваются. Страны политически поддерживают друг друга на международном уровне.

Самое главное, Беларусь – член пока виртуального Союзного государства с Россией. Однако договора о его создании никто не отменял. В уставе этого монстра имеются пункты и про единую валюту, и общую международную политику и, внимание, коллективное руководство всей территорией СГ.

Проект последнего в 1996 году изначально воспринимался Кремлем как этап “воссоединения” двух стран. При этом избранный в 1994 году на утверждении о “готовности на коленях ползти в Москву” Лукашенко, считал, что для него создание СГ – способ войти в российскую политику с перспективой возглавить объединенное государство, заменив старого и непопулярного Бориса Ельцина. Именно это обстоятельство вынудило тогда кремлевцев максимально выхолостить текст соответствующих документов, а в последствии поставить крест и на самой идее. Но замороженное не проблема и разморозить. С той лишь разницей, что на этот раз инициатива максимальной интеграции, наверняка, может исходить не со стороны Минска, а со стороны Москвы.

Лукашенко же перспектива стать вместо полновластного хозяина почти десятимиллионной страны в местного губернатора, – ведь ясно же, что в случае объединения РФ и РФ Александр Григорьевич не может играть первую скрипку, – не улыбается. Однако Кремль имеет столько рычагов влияния на белорусскую власть, что иллюзии на счет эффективности ее противостояния россиянам быть не должно. К тому же Москва уже неоднократно продемонстрировала Лукашенко, что случается с теми, кто не выполняет ее волю. Вот и телеканал Минобороны РФ “Звезда” на днях прозрачно намекнул белорусу – если что, есть план свержения тебя “украинскими карателями”. Но по большому счету АГЛ Россию утраивает. Да и больше, чем он, для РФ никто в РБ сделать бы не смог.

Кстати, нельзя исключать, что, зная о предстоящем выборе, общественное мнение белорусов сейчас активно тестируется на восприятие тезиса об увеличении срока полномочий главы государства с пяти до семи лет. Глава ЦИК РБ Лидия Ермошина уже даже положительно высказалась по данному вопросу, мол, такая мера способствовала бы стабильности в стране. То есть, допускаем, что возможный будущий глава Минской губернии РФ Александр Лукашенко все-таки выпросит для себя хотя бы больший (в сравнении с другими российскими губернаторами) срок нахождения на должности. Но учитывая факт арестов уже нескольких региональных глав в РФ, утешение для АГЛ слабое. Нет, его, конечно, не уберут в первый же год после представляемой аннексии, но и ни на какие гарантии Москвы Лукашенко рассчитывать не приходится.

Что же касается механизма слияния двух государств – референдума – то тут совсем никаких проблем, как видится, не возникнет. Проведение “плебисцитов” по самым незаконным вопросам – конек белорусской власти.

Их за два десятилетия проведено уже три. И все, конечно, с результатами, нужными инициатору – то есть, власти. О том, как проходят избирательные кампании в России, мы тоже знаем. (На случай, если референдум объявят и там). А тут в ситуации ухудшения экономической ситуации и облома с проектом “Новороссия” еще один “Крымнаш”. И с кем объединение? С представителями одной из трех ветвей “треединого народа”. Верной дорогой идем, товарищи…

Стоит признать, что объект для “братских объятий вплоть до совокупления” выбран не хуже, чем большинство населения украинского полуострова в момент захвата последнего. Так, согласно данным независимых социологов, воспринимают Россию как реального и потенциального агрессора лишь около 30% белорусов. Примерно 13% из них утверждают, что при необходимости готовы взять в руки оружие. Понятно, что ожидать от них серьезного сопротивления в условиях жестокого авторитарного режима вряд ли приходится. Однако, все же напомним, что именно намерение Лукашенко подписать документы о создании СГ в 1996-м привели к самым массовым акциям протеста в новейшей истории Беларуси после 1991 года. Как повлияли прошедшие десятилетия на тех людей – можно только догадываться, как и о том, что и сколько из них предпримут в этот раз.

Как бы то ни было, но законность возможного фактического поглощения Россией Беларуси почти гарантированно не будет признана цивилизованным миром (хотя, конечно, пока остается фактор непредсказуемости Трампа и прихода к власти Марин Ле Пен). Это при том, что все-таки ситуация будет формально отличаться от истории с Крымом. Все-таки участие руководства страны, наличие подобия соответствующего законодательства… Но новый виток холодной войны Запада с Россией с продлением и усилением санкций обеспечен. В разы плотнейшая комплектация подразделений НАТО в странах Балтии, Польше, круглосуточная накачка риторикой войны населения противостоящих стран и… растущая вероятность срыва в Третью Мировую…

Далее. В случае, если поглощение Беларуси произойдет, то население обеих стран еще больше сплотится вокруг руководства, но станет жить еще хуже, ибо воевать (даже в холодной войне) со всем миром – занятие крайне затратное, опять же санкции…    Не ждет в данном случае ничего хорошего и Украину. Она тогда смело сможет плюсовать к военному потенциалу России потенциал Беларуси, к своим километрам границы с РФ “белорусские” километры. И даже, если этот монстр не станет нападать на Украину, перед украинским руководством встанет множество новых вопросов: что делать с взаимной торговлей, сотрудничеством в ВПК, нефтепродуктами, транспортным сообщением etc. Словом, мало никому не покажется.

По материалам: dsnews.ua